18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маршруты Выборга

На одной из улиц Выборга. Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори
На одной из улиц Выборга.
Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Как пройти в библиотеку Алвара Аалто и что обязательно нужно посмотреть по пути

Расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга Выборг — город сложной судьбы и неоднозначной идентичности. Если говорить о его культурных слоях, то можно выделить четыре больших пласта: шведский период, которому Выборг обязан своим пряничным средневековым обаянием; время, когда город был частью Российской империи, насаждавшей на своих окраинах классицизм несколько казенного толка; короткая интермедия между двумя великими войнами ХХ века, когда это был финский Виипури и здесь появились лаконичные памятники модернистской архитектуры Алвара Аалто и Уно Ульберга; и наконец, послевоенная, условно «советская» эпоха. Последние три десятилетия не внесли существенных коррективов в сложившийся архитектурный облик Выборга, но, скорее, были связаны одновременно и с глубочайшим запустением, обветшанием и разрушением памятников прошлого в 1990-е, и с уникальным опытом тесного международного сотрудничества в деле реставрации библиотеки Аалто, которая получила премию нашей газеты в номинации «Реставрация года» в 2014 году, и с планомерной работой по восстановлению архитектурного наследия города, которая ведется с 2010 года. У места со столь богатым и разнообразным прошлым есть огромный потенциал для превращения его в важную точку туристического притяжения, но пока что обилие в старом центре заброшенных, руинированных домов с пустыми глазницами-окнами, которые выглядят так, словно война окончилась буквально вчера, перевешивает прекрасные гастрономические впечатления и усилия властей создать туристические бренды вроде выборгского кренделя.

Доходный дом на улице Южный Вал по проекту Карла Эдуарда Диппеля. Конец XIX в. Фото: Юлия Белоусова/Фотобанк Лори
Доходный дом на улице Южный Вал по проекту Карла Эдуарда Диппеля. Конец XIX в.
Фото: Юлия Белоусова/Фотобанк Лори

Начиналась история Выборга с карельского поселения на этом месте. В конце XIII века здесь возник шведский замок со скандинавским названием Wiborg (в переводе со старошведского — «святая крепость»). Его основателем считают шведского маршала Торгильса Кнутссона, памятник которому теперь украшает площадь Старой ратуши. Впрочем, многие предпочитают версию русского историка XVIII века Василия Татищева, согласно которой город при море был построен новгородским старейшиной Гостомыслом и якобы назван в честь его сына Выбором.

Знаменитый Выборгский замок — один из немногих в России полностью сохранившихся памятников европейской средневековой фортификации. Разумеется, он неоднократно перестраивался, на протяжении столетий прирастал новыми строениями и башнями, был перепланирован и реконструирован в XIX веке, но основа действительно средневековая, в том числе к 1290 году восходит донжон — белоснежная башня Святого Олафа, которая и по сей день остается одной из доминант Старого города.

Наивысшего расцвета Выборг достигает в XV веке, когда наместником был Карл Кнутссон Бунде, будущий король Швеции Карл VIII. Большинство зданий того времени сгорели, были разрушены или перестроены, но отдельные строения дошли до нашего времени. К XV веку относится, например, башня Ратуши — мощная четырехугольная каменная башня, некогда бывшая частью городских укреплений. Она была построена в 1470 году и являлась единственной воротной башней юго-восточной части стены Каменного города. Уже в XVIII веке строение увенчали островерхим барочным покрытием. Сама же выборгская Ратуша — это каменное двухэтажное здание XVII века, построенное на въезде в город. Поскольку по традиции ратуша должна была иметь башню, но строители ее не предусмотрели, к ней приписали отдельно стоявшую башню, оставшуюся от старых городских стен. Сразу после окончания войны сильно пострадавшая Ратуша была восстановлена в числе первых объектов.

Круглая башня на Рыночной площади Выборга. Архитектор Ханс Берген. 1547-1550. Фото: Natalia Sidorova/Фотобанк Лори
Круглая башня на Рыночной площади Выборга. Архитектор Ханс Берген. 1547-1550.
Фото: Natalia Sidorova/Фотобанк Лори

Из сохранившихся примеров средневековой архитектуры — Рыцарский дом, он же приход Святого Гиацинта на улице Водной Заставы, построенный в готическом стиле в конце XVI века. Это небольшое двух­этажное здание с толстыми стенами, арочными дверями и крышей, покрытой красной черепицей. Одним из самых красивых в Старом городе считается дом Векрута — бывший купеческий дом на площади Старой Ратуши, построенный в XVII веке.

История русского Выборга начинается в 1710 году, когда он был взят русскими войсками и флотом, а по Ништадтскому мирному договору 1721 года официально стал частью Российской империи. Жителям новой губернии было разрешено сохранить шведские законы и лютеранскую веру. В XVIII веке в городе начали возводить здания гражданского назначения и соборы, сложились основные архитектурные ансамбли площадей в стиле классицизм. На смену извилистым улочкам средневекового города пришла регулярная планировка.

Фрагмент декорации дома купца Конконена на проспекте Ленина. Начало XX в. Фото: Наталья Илюхина/Фотобанк Лори
Фрагмент декорации дома купца Конконена на проспекте Ленина. Начало XX в.
Фото: Наталья Илюхина/Фотобанк Лори

В начале XX века классицизм и эклектику сменил национальный романтизм, частный случай стиля модерн. Вдохновением для архитекторов служили шведские замки, деревянные кирхи, финская природа. Именно в этот период было построено большинство зданий, признанных архитектурными памятниками города. В Выборге появляются целые улицы частных и доходных домов в стиле северный модерн. Пожалуй, наибольшая его концентрация обнаруживается на главной улице — ныне проспекте Ленина, а когда-то Торкельской улице (до революции 1917 года), или Торккелинкату (в финский период), названной в честь основателя Выборгского замка. Здесь расположены дома купца Маркелова и Конконена, здание бывшего Национального акционерного банка, а также особняк Сергеева в стиле неорококо.

Храм Нептуна (Благочестия) в усадьбе Монрепо. 1806. Фото: Музей-заповедник «Парк Монрепо»
Храм Нептуна (Благочестия) в усадьбе Монрепо. 1806.
Фото: Музей-заповедник «Парк Монрепо»

После провозглашения независимости Финляндии Выборг становится вторым по величине городом молодой страны, одним из важнейших ее торговых, транспортных и промышленных центров. В 1930-е здесь ведется активное строительство, появляются постройки в модном стиле функционализм с его геометрическими формами, конструкциями из монолитного железобетона и сплошным ленточным остеклением. Главный архитектор городского обновления — уроженец Выборга Уно Ульберг, автор здания школы искусств (ныне — центр «Эрмитаж-Выборг»), городского архива и гостиницы «Карьяла» («Карелия»), где также располагалось издательство одноименной газеты на финском языке. Сейчас это гостиница «Выборг». Его ранняя постройка на проспекте Ленина — бывший Финляндский торговый банк (теперь здесь отделение Сбербанка), которая соединяет в себе черты северного модерна, неоклассики и элементы будущего функционализма. Ну и конечно, в это время был создан главный памятник Выборга — библиотека по проекту классика финской архитектуры Алвара Аалто.

После Великой Отечественной войны Выборг вновь становится русским, появляются типовые дома и целые кварталы, но есть и образцы сталинского ампира (например, новое здание вокзала и театр).  


Историко-архитектурный музей «Выборгский замок»

Историко-архитектурный музей «Выборгский замок». Фото: Виктор Карасев/Фотобанк Лори
Историко-архитектурный музей «Выборгский замок».
Фото: Виктор Карасев/Фотобанк Лори

Выборгский музей-заповедник расположен в Выборгском замке — памятнике архитектуры XIII–XIX веков. До настоящего времени сохранились многие сооружения замкового комплекса: башни, бастионы, стены. В музее постоянно действует шесть тематических экспозиций, раскрывающих различные периоды истории города и замка, рассказывающих о природе Карельского перешейка, истории пограничной и таможенной службы на этой территории. Ежегодно открывается до 40 временных выставок из других музеев страны. В замке также проходят международные рыцарские турниры и театрализованные представления.


Библиотека Алвара Аалто

Библиотека Алвара Аалто. Фото: Библиотека Алвара Аалто
Библиотека Алвара Аалто.
Фото: Библиотека Алвара Аалто

Центральная городская библиотека Выборга, построенная в 1933–1935 годах по проекту финского архитектора Алвара Аалто, один из первых его проектов. Родившиеся во время конкурса на проектирование выборгской библиотеки идеи использовались в бюро Аалто на протяжении всего периода его работы. При проектировании библиотеки особое внимание было уделено многофункциональности помещений. Помимо четких линий, черты функционализма можно увидеть и в светлом простом фасаде, плоской крыше, световых люках и длинных рядах окон. По предварительной записи возможно посещение библиотеки с экскурсией.


Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»

Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг». Фото: Туристско-информационный центр Выборгского района/Ростуризм
Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг».
Фото: Туристско-информационный центр Выборгского района/Ростуризм

Филиал Государственного Эрмитажа и выставочный центр открылся в июне 2010 года. Выставочный центр расположен на бастионе Панцерлакс и занимает здание — архитектурный памятник, построенное в 1930 году финским архитектором Уно Ульбергом для музея изящных искусств и художественной школы. К концу 1930-х годов выборгский музей стал вторым по значению художественным музеем Финляндии после столичного Атенеума. В XXI веке было принято решение о воссоздании оригинального облика здания и возвращении ему изначальной функции. Теперь левое крыло занимает детская школа искусств, правое крыло — музейный центр.


Музей-заповедник «Парк Монрепо»

Музей-заповедник «Парк Монрепо». Фото: Музей-заповедник «Парк Монрепо»
Музей-заповедник «Парк Монрепо».
Фото: Музей-заповедник «Парк Монрепо»

Скальный парк XVIII–XIX веков окружает усадьбу, владельцами которой на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи. Ландшафт острова Твердыш, на котором находится музей-заповедник «Парк Монрепо», уникален. Заповедная красота карельской природы со скалистыми берегами, валунами гранита и живописным рельефом сочетается с продуманными видовыми точками и деликатным ландшафтным дизайном, свойственным английскому пейзажному парку. Особого внимания заслуживают и образцы садово-парковой архитектуры, вдохновленные традициями классицизма и северной мифологией в духе эпоса «Калевала».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+