18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Космические фантазии Александра Лабаса в Петербурге

Александр Лабас. «Трое». Из серии «Жители отдаленных планет». 1968. Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
Александр Лабас. «Трое». Из серии «Жители отдаленных планет». 1968.
Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков открыта выставка «Фантазии Александра Лабаса». Это графические работы художника-авангардиста, которые ранее никогда не выставлялись в Cеверной столице

Больше десяти лет назад «космические» работы Александра Лабаса показывали на выставке в Московском музее современного искусства, но проект в Северной столице отличается и по содержанию, и по оформлению экспозиции. Залы Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков превратились в своеобразный кабинет, или, лучше сказать, лабораторию художника-мечтателя, иногда больше похожего на ученого, постаравшегося зафиксировать на бумаге невероятные космические явления и образы неземных существ. Архитекторы экспозиции выбрали главным цветом насыщенный синий, а в одном из залов стена превратилась в мерцающее небо с отверстиями, заглядывая в которые, словно подсматриваешь за жизнью других планет и их жителей.

Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса». Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса».
Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон

Выставка включает графические работы художника-авангардиста, которые ранее никогда не выставлялись в Санкт-Петербурге. По словам организаторов проекта, им хотелось показать Лабаса как романтического созерцателя, увлеченного живописца и мечтательного графика. Работы, хранящиеся в семье художника, предоставил на выставку Фонд сохранения художественного и культурного наследия живописцев Александра Лабаса и Раисы Идельсон. Возглавляет фонд внучка художников Алиса Лабас, которая так говорит о проекте и о своем дедушке: «Зрителю всегда интересно приоткрыть дверь в мастерскую художника, и предстоящая выставка вполне даст возможность посетителю стать частью творческого процесса. Главными темами в творчестве Лабаса всегда были стремительный бег и полет разнообразных самодвижущихся механизмов XX века. Но еще Лабаса вдохновляли пророчества Циолковского. Он мечтал о межпланетных путешествиях и исследовательских станциях на Луне и, кстати, никогда не скрывал своего убеждения в том, что в бесконечном космосе можно встретить вариации земной породы человечества».

Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса». Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон
Фрагмент экспозиции «Фантазии Александра Лабаса».
Фото: Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон

Ключевыми на выставке стали работы 1960–1970-х годов — фантазии о будущем, о космических открытиях и безграничных пространствах. Например, из цикла «Цветовые композиции», большинство рисунков из которого построено на взаимодействии цветных пятен, кругов и витиеватых линий, напоминающих о причудливости и непредсказуемости человеческой мысли. Серия «Жители отдаленных планет» расскажет посетителям выставки о странных антропоморфных существах, которые могли бы стать персонажами какой-нибудь межгалактической саги. А в работах из серии «Фантазии» живут биоморфные существа-симбиоты.

Организаторы проекта вспоминают слова самого Лабаса, сказанные столетие назад: «…В чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут более и более понятны, ну а через 50 или 100 лет — вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время…» Сбылись ли мечты и фантазии художника-экспериментатора, можно проверить на выставке.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Фантазии Александра Лабаса»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+