18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Чернильница как образец стиля и спутник грамотного человека

Чернильница. Конец XIX в. Фото: Музей хрусталя имени Мальцовых
Чернильница. Конец XIX в.
Фото: Музей хрусталя имени Мальцовых
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В Музее хрусталя в Гусь-Хрустальном, хранящем наследие знаменитого завода, показано великое разнообразие стеклянных чернильниц, от дешевых школярских до самых дорогих и изысканных

Музей хрусталя имени Мальцовых, который входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, унаследовал коллекцию «образцовой кладовой» знаменитого хрустального завода, что на речке Гусь. Завод был основан в XVIII веке; полтора столетия предприятие принадлежало купцам Мальцовым и производило продукцию из стекла высочайшего качества — но при этом доступную по стоимости, поэтому мальцовское стекло было в дореволюционной России едва ли не в каждом доме.

На выставке представлены только стеклянные чернильницы — зато самые разнообразные, а также кабинетные приборы и сопутствующие принадлежности. Двести лет назад Александр Пушкин написал посвящение чернильнице (его строки вынесены в название выставки), а Ханс Кристиан Андерсен придумал сказку о пузатой чернильнице и гусином пере. На протяжении столетий этот предмет был непременным атрибутом любого грамотного человека. Завод Мальцовых выпускал огромный ассортимент чернильниц — от дешевых школярских непроливаек до заделанных в серебро походных чернильниц и богатых письменных приборов, где хрустальный сосуд заключен в скульптурную металлическую оправу, иногда дополнен песочницей и подставкой для перьев. На выставке в основном показаны чернильницы рубежа XIX–XX веков, когда они следовали модным в «большом искусстве» стилям — модерну и всем вариантам историзма.

Чернильница. Начало XX в. Фото: Музей хрусталя имени Мальцовых
Чернильница. Начало XX в.
Фото: Музей хрусталя имени Мальцовых

Выставка — прекрасный повод посетить сам музей, экспозиция которого расположена в Георгиевском соборе, построенном в 1892–1903 годах на средства мецената и владельца хрустального завода Юрия Нечаева-Мальцова. Храм-терем в русско-византийском стиле, увенчанный шатрами, создан по проекту Леонтия Бенуа. В интерьере, украшенном колоннами из черного лабрадорита, сохранились огромное полотно «Страшный суд» Виктора Васнецова и мозаика из стеклянной смальты «О тебе радуется Благодатная», выполненная по его же эскизу. Коллекция музея, постоянно пополняющаяся произведениями современных стекольных мастеров, одна из крупнейших в России.

Гусь-Хрустальный
Музей хрусталя им. Мальцовых
«Подруга думы праздной, чернильница моя…»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+