18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изменил ли Энди Уорхол «смысл» портрета певца Принса?

Один из портретов певца Принса, созданный Энди Уорхолом на основе снимка Линн Голдсмит. Фото: Lynn Goldsmith
Один из портретов певца Принса, созданный Энди Уорхолом на основе снимка Линн Голдсмит.
Фото: Lynn Goldsmith

Дело об авторском праве, связанное с шелкографией Энди Уорхола на основе фото Линн Голдсмит, продолжает путешествие по судам США. Ключевой вопрос: следует ли при этом учитывать такой фактор, как изменение «смысла и идеи» исходного произведения?

В Верховном суде США 12 октября должны состояться прения, посвященные очередному этапу давней тяжбы фотографа Линн Голдсмит и Фонда визуальных искусств Энди Уорхола по поводу того, кто должен получать авторские отчисления по портрету музыканта Принса (1958–2016). Главный вопрос, который обсуждается теперь: достаточно ли Энди Уорхол изменил «смысл и идею» фотографии, чтобы превратить ее в принципиально новое произведение?

В 1984 году Vanity Fair заплатил фотографу Линн Голдсмит $400 за право использовать сделанный ею в 1981 году портрет музыканта Принса в качестве основы при создании иллюстрации для ноябрьского номера журнала — и «ни в каких иных целях». Создание иллюстрации поручили Энди Уорхолу, а о том, что права на фотографию принадлежат Голдсмит, на страницах издания упомянули дважды. Однако позднее фотограф обнаружила, что Уорхол сделал на основе ее фото 15 шелкографий и что уже после смерти художника его фонд продал компании Condé Nast, в собственности которой находится Vanity Fair, право на использование одной из них за $10,25 тыс. — эта сумма, по мнению Голдсмит, должна была быть выплачена ей.

Фотопортрет Принса, сделанный Линн Голдсмит в 1981 году. Фото: Court documents
Фотопортрет Принса, сделанный Линн Голдсмит в 1981 году.
Фото: Court documents

На нынешнем этапе спор ведется вокруг решения апелляционного суда второго округа 2021 года, не согласившегося с позицией Фонда Энди Уорхола. Институция настаивает на том, что серия работ Уорхола, основанная на охраняемой авторским правом фотографии Линн Голдсмит, право на использование которой создательница передала третьей стороне, представляет собой не запрещенное законом «добросовестное использование». Апелляционный же суд пришел к выводу, что серия Уорхола не соответствует всем четырем пунктам проверки на добросовестное использование, принятым в рамках законодательства США об авторском праве, в том числе проверку, призванную установить, в достаточной ли мере новая работа изменила старую.

Фонд Уорхола считает, что смысл серии «Принс» бесспорно отличается от смысла портрета Голдсмит. При этом они ссылаются на ее слова о том, что ее изображение Принса несет «отпечаток уязвимости», в то время как окружной суд согласился с тем, что Уорхол преобразил фотографию Голдсмит в «символичный, невероятного масштаба образ», уйдя от «человечности» оригинального портрета.

По мнению представителей фонда, судьи придают чрезмерное значение визуальному сходству работ и игнорируют различие в их идее. Они считают, что такой подход законников негативно скажется на свободе творчества и лишит защиты представителей направления художественной апроприации, чье творчество всегда основано на других произведениях искусства. Кроме того, музеи и галереи, не уверенные в том, что закон об авторском праве защищает их, могут принять решение спрятать подобные работы в фондах и не показывать зрителям.

Энди Уорхол. Работа из серии «Принс». Фото: LiveAuctioneers
Энди Уорхол. Работа из серии «Принс».
Фото: LiveAuctioneers

Линн Голдсмит уверена, что речь идет о гораздо более узкой проблеме. Она ссылается на четвертый пункт проверки на добросовестное использование, связанный с тем, как вторичная работа влияет на потенциальный рынок первичной, и указывает, что создатели исходных произведений будут постоянно терять доходы. Она добавляет, что проверка на «смысл и идею», на которую опирается Фонд Уорхола, «открывает пространство для манипуляций», поскольку «художники, критики и публика зачастую не согласны между собой касательно значения работ», а их восприятие может со временем меняться.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+