18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изменил ли Энди Уорхол «смысл» портрета певца Принса?

Один из портретов певца Принса, созданный Энди Уорхолом на основе снимка Линн Голдсмит. Фото: Lynn Goldsmith
Один из портретов певца Принса, созданный Энди Уорхолом на основе снимка Линн Голдсмит.
Фото: Lynn Goldsmith

Дело об авторском праве, связанное с шелкографией Энди Уорхола на основе фото Линн Голдсмит, продолжает путешествие по судам США. Ключевой вопрос: следует ли при этом учитывать такой фактор, как изменение «смысла и идеи» исходного произведения?

В Верховном суде США 12 октября должны состояться прения, посвященные очередному этапу давней тяжбы фотографа Линн Голдсмит и Фонда визуальных искусств Энди Уорхола по поводу того, кто должен получать авторские отчисления по портрету музыканта Принса (1958–2016). Главный вопрос, который обсуждается теперь: достаточно ли Энди Уорхол изменил «смысл и идею» фотографии, чтобы превратить ее в принципиально новое произведение?

В 1984 году Vanity Fair заплатил фотографу Линн Голдсмит $400 за право использовать сделанный ею в 1981 году портрет музыканта Принса в качестве основы при создании иллюстрации для ноябрьского номера журнала — и «ни в каких иных целях». Создание иллюстрации поручили Энди Уорхолу, а о том, что права на фотографию принадлежат Голдсмит, на страницах издания упомянули дважды. Однако позднее фотограф обнаружила, что Уорхол сделал на основе ее фото 15 шелкографий и что уже после смерти художника его фонд продал компании Condé Nast, в собственности которой находится Vanity Fair, право на использование одной из них за $10,25 тыс. — эта сумма, по мнению Голдсмит, должна была быть выплачена ей.

Фотопортрет Принса, сделанный Линн Голдсмит в 1981 году. Фото: Court documents
Фотопортрет Принса, сделанный Линн Голдсмит в 1981 году.
Фото: Court documents

На нынешнем этапе спор ведется вокруг решения апелляционного суда второго округа 2021 года, не согласившегося с позицией Фонда Энди Уорхола. Институция настаивает на том, что серия работ Уорхола, основанная на охраняемой авторским правом фотографии Линн Голдсмит, право на использование которой создательница передала третьей стороне, представляет собой не запрещенное законом «добросовестное использование». Апелляционный же суд пришел к выводу, что серия Уорхола не соответствует всем четырем пунктам проверки на добросовестное использование, принятым в рамках законодательства США об авторском праве, в том числе проверку, призванную установить, в достаточной ли мере новая работа изменила старую.

Фонд Уорхола считает, что смысл серии «Принс» бесспорно отличается от смысла портрета Голдсмит. При этом они ссылаются на ее слова о том, что ее изображение Принса несет «отпечаток уязвимости», в то время как окружной суд согласился с тем, что Уорхол преобразил фотографию Голдсмит в «символичный, невероятного масштаба образ», уйдя от «человечности» оригинального портрета.

По мнению представителей фонда, судьи придают чрезмерное значение визуальному сходству работ и игнорируют различие в их идее. Они считают, что такой подход законников негативно скажется на свободе творчества и лишит защиты представителей направления художественной апроприации, чье творчество всегда основано на других произведениях искусства. Кроме того, музеи и галереи, не уверенные в том, что закон об авторском праве защищает их, могут принять решение спрятать подобные работы в фондах и не показывать зрителям.

Энди Уорхол. Работа из серии «Принс». Фото: LiveAuctioneers
Энди Уорхол. Работа из серии «Принс».
Фото: LiveAuctioneers

Линн Голдсмит уверена, что речь идет о гораздо более узкой проблеме. Она ссылается на четвертый пункт проверки на добросовестное использование, связанный с тем, как вторичная работа влияет на потенциальный рынок первичной, и указывает, что создатели исходных произведений будут постоянно терять доходы. Она добавляет, что проверка на «смысл и идею», на которую опирается Фонд Уорхола, «открывает пространство для манипуляций», поскольку «художники, критики и публика зачастую не согласны между собой касательно значения работ», а их восприятие может со временем меняться.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+