18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» Ивана Никитина показывают в Русском музее

Иван Никитин. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Иван Никитин. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Одной из немногих работ художника Петровской эпохи Ивана Никитина окончательно возвращено имя автора. Отреставрированный «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» удостоен отдельной выставки

«Портрету молодого человека в зеленом кафтане» окончательно возвращено имя автора, художника Петровской эпохи Ивана Никитина. Его творчество стало вершиной русской живописи первой половины XVIII века. На сегодня известно более десятка работ мастера, большинство хранится в Государственном Русском музее (вероятно, самая известная из них — «Петр I на смертном ложе»).

Биография Ивана Никитина достойна романа. Сын московского священника, он получил разностороннее образование. Занимался в мастерской у Иоганна Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Томмазо Реди. В 1719 году Никитин вернулся в Петербург, где получил титул «персонных дел мастера», или «гофмалера» — придворного художника, который должен писать портреты монарших особ. В одном из проектов будущей Академии художеств еще при Петре I Никитин намечался на пост ее директора. Однако после смерти императора был арестован в 1732 году по обвинению в антиправительственном заговоре. В течение пяти лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и ссылке навечно в Сибирь. В 1737 году Ивана Никитина вместе с братом Романом отправили в Тобольск. В 1742-м художник был помилован указом императрицы Анны Леопольдовны, но скончался по дороге в Москву.

«Портрет молодого человека» поступил в Русский музей императора Александра III в 1897 году из собрания князя Алексея Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была подтверждена лишь в середине 2010-х годов в результате разностороннего исследования и начатой фундаментальной реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Русского музея Наталье Романовой. В процессе расчистки выяснилось, что авторская живопись, скрытая под слоями поздних записей, вполне сохранна. После их удаления внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу, выявились изысканность цветового решения и выразительность эмоциональной характеристики, свойственной работам Никитина. Есть предположение, что моделью художнику служил другой выдающийся живописец петровского времени, Андрей Матвеев.

Процесс реставрации портрета. Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации портрета.
Фото: Государственный Русский музей

Сейчас работа реставраторов над портретом окончательно завершена, и его показывают в окружении других картин Ивана Никитина в Садовом вестибюле Михайловского дворца. Тут представлены слегка неловкие, «кукольные» ранние портреты царевен Прасковьи Ивановны (1714) и Натальи Алексеевны (1716), яркий и эмоциональный, совершенно итальянский по духу «Портрет напольного гетмана» 1720-х годов и самый последний, едва начатый «Портрет ребенка» (не позднее 8 августа 1732 года).

Государственный Русский музей
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» Ивана Никитина
До 31 октября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+