18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гонконг и Тайвань: два новых проекта на фоне грозовых туч

Тайбэйский центр исполнительских искусств. Фото: TPAC
Тайбэйский центр исполнительских искусств.
Фото: TPAC
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Дворец-музей в Гонконге и Тайбэйский центр исполнительских искусств открылись почти одновременно, с небольшим зазором во времени. Эти институции олицетворяют культурную политику двух территорий — каждая по-своему

Почти одновременно в Гонконге и на острове Тайвань появились две новые культурные институции, вполне знаковые для Восточной Азии. В июле распахнул двери Гонконгский дворец-музей (HKPM) — огромное выставочное пространство, предназначенное для демонстрации сокровищ Древнего Китая. А в августе в столице Тайваня открылся Тайбэйский центр исполнительских искусств (TPAC), нацеленный на обширную программу международных театральных постановок и междисциплинарных выставок.

Комплекс в Тайбэе, включающий в себя три театра, поддерживается местным департаментом культуры, под крылом которого находится также Музей изящных искусств. «На Тайване много молодых талантов, — говорит директор TPAC Остин Ван. — Очень интересно наблюдать за их творчеством, но пока у нашей молодежи нет возможности проявить себя на международной сцене. Мы станем для них связующим звеном с внешним миром». TPAC уже договорился с Манчестерским международным фестивалем о совместном показе одного спектакля в год.

Спроектированное известной архитектурной студией OMA здание площадью 50 тыс. кв. м возвышается над знаменитым ночным рынком Шилинь. Уже само по себе оно воспринимается как новая достопримечательность Тайбэя. Строительство обошлось в $225 млн, а ежегодные эксплуатационные расходы оценили в $16,8 млн, при этом 92% необходимых средств будет выделять государство. Впрочем, центр намерен через 20 лет сократить финансирование из госбюджета наполовину.

Тайбэйский центр исполнительских искусств. Фото: Lin Xuanlang
Тайбэйский центр исполнительских искусств.
Фото: Lin Xuanlang

Что касается нового музея в Гонконге, то он стал частью большого государственного проекта — культурного округа Западный Коулун. Здание соседствует с недавно открывшимся Музеем современного искусства M+ и оперным театром Xiqu Centre. Директор HKPM Дейзи Ван сравнивает этот район со Смитсоновским институтом в США: «Это тоже один из самых амбициозных культурных проектов в мире». По ее словам, стратегическое партнерство музея с «Запретным городом» в Пекине — это «особые прочные дружеские отношения, основанные на беспрецедентном обмене лучшими экспонатами». Для начала пекинский музей обещает одолжить на выставки 914 предметов на срок до года, хотя не предоставляет никакой финансовой помощи и не контролирует программу гонконгских выставок. Дейзи Ван подчеркивает: «Мы не филиал Гугуна, мы независимы».

На грант в размере $117 млн от Благотворительного фонда Гонконгского жокей-клуба удалось построить здание HKPM площадью 30 тыс. кв. м, проектированием которого занималась местная фирма Rocco Design Architects. Хотя бюджета на пополнение коллекции не предусмотрено, музей получил пожертвования от частных покровителей, в том числе от Бетти Ло и Кеннета Чу — 946 золотых и серебряных китайских предметов антиквариата из коллекции Mengdiexuan.

Некоммерческий Гонконгский жокей-клуб поддерживает и другие местные культурные инициативы. Среди первых выставок HKPM заявлена экспозиция, посвященная лошадям и скачкам, однако Дейзи Ван уверяет, что желание угодить спонсорам тут ни при чем. «Жокейский клуб в этом плане очень профессиональная и тактичная благотворительная организация», — замечает она. Среди других выставок открытия — «Создание шедевров. Китайская живопись и каллиграфия из Дворца-музея в Пекине» и мультимедийный проект с участием шести гонконгских художников, переосмысляющих искусство «Запретного города». Презентация великой истории имперского Китая является еще одним важным пунктом в повестке HKPM, но Дейзи Ван утверждает, что со стороны Пекина не будет никакого давления. По ее словам, проект не связан с новыми противоречивыми законами, предписывающими единые госстандарты обучения или ориентированное на материк «национальное образование» в гонконгских школах.

Дворец-музей в Гонконге. Фото: Hong Kong Palace Museum
Дворец-музей в Гонконге.
Фото: Hong Kong Palace Museum

Цензура в сфере искусства в Гонконге усилилась после принятия закона о национальной безопасности, который был разработан в 2020 году властями КНР как реакция на городские протесты 2019 года. В результате из экспозиции музея M+ сняли художественные работы с любым упоминанием событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Однако, по словам Дейзи Ван, HKPM заданы довольно узкие рамки. «Мы сосредоточены на традиционном искусстве и культуре, следуя в этом принципам профессионализма и лучшим стандартам», — поясняет она, повторяя, что у музея «сейчас нет никаких проблем» с цензурой.

Об отсутствии цензуры говорит и директор TPAC: «Нет никакого контроля властей над выставками даже в государственных учреждениях». Либерализм, царящий на Тайване, способствовал бурному развитию арт-сцены и культурной жизни, в том числе, по словам Остина Вана, «золотому веку» для театров. «Несмотря на пандемию, творческая энергия не угасла, — уверяет он. — По сравнению с Западом, на Тайване все можно сделать очень легко. Это технологически развитый остров, где нет нехватки в ресурсах и талантах».

В программе дебютного сезона TPAC — сов­местный проект с художницей Се Чуньте и режиссерами Цай Минляном и Тун Ечоу. Наряду с проектом независимого гонконгского драматурга Ви Люна заявлены художники из Мьянмы, Вьетнама и Новой Зеландии — они участвуют в интерактивной серии IsLand Bar — Ratava. «Мы должны сотрудничать, чтобы создать азиатскую идентичность, понятную остальному миру», — уверен Остин Ван.

Официальное сотрудничество в сфере искусства между Тайванем, Гонконгом и материковым Китаем ослабло с середины 2010-х годов, хотя связи разорваны не окончательно. Яркий тому пример — театральная конференция, организованная Гёте-институтом с участием Тайбэя, Гонконга, Шанхая и Пекина. «С точки зрения Тайбэя, это единственное открытое окно для диалога с материком и Гонконгом», — говорит Остин Ван. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+