18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучшие друзья Мане: Christie’s продает созданные знаменитым импрессионистом портреты собак

Эдуард Мане. «Голова собаки» («Боб»). Ок. 1876. Эстимейт $400–600 тыс. Фото: Christie's
Эдуард Мане. «Голова собаки» («Боб»). Ок. 1876. Эстимейт $400–600 тыс.
Фото: Christie's

Хотя Мане известен главным образом женскими портретами и сценами в парижских кафе, его портрет пса по кличке Боб ни в чем им не уступает

Прославленные картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1863), «Завтрак на траве» (1863) и «Бар в „Фоли-Бержер“» (1882) будто открывают окно, ведущее в импрессионистические сцены повседневной жизни Парижа и его окрестностей. Нередко герои Мане смотрят прямо в глаза зрителю, словно приглашая присоединиться к изображенной сцене, отчего возникает эффект присутствия.

«Голова собаки» («Боб») (эстимейт $400–600 тыс.) обладает таким же завораживающим свойством, но в этом случае вместо того, чтобы присоединиться к пикнику или к посетителям шумного кафе, появляется желание протянуть руку и потрепать собаку за ухом. Портрет Боба написан около 1876 года по заказу оперного певца и коллекционера Жан-Батиста Фора. Фор собрал целых 67 работ Мане (помимо произведений его коллег-импрессионистов, в числе которых были Эдгар Дега, Клод Моне и Камиль Писсарро) и был одним из его покровителей.

Время от времени Мане писал портреты друзей, в том числе Фора, а «Голова собаки» («Боб») служит одним из немногочисленных примеров распространения этой практики на их питомцев. Мазки нанесены в смелой импрессионистической манере, и создается ощущение, будто Боб виляет хвостом в нетерпеливом ожидании игры или лакомства. Его кличка написана тонкими красными мазками в правом верхнем углу небольшого полотна, а ниже расположена подпись художника — красная буква «М».

Эти портреты питомцев — большая редкость. В каталоге-резоне Мане упоминается всего восемь таких работ, и две из них представят 20 октября на аукционе коллекции Энн и Гордона Гетти: «Голова собаки» («Боб») и «Пес Донки» (1876, эстимейт $300–500 тыс.), принадлежавший граверу Мишелю Манци.

Эдуард Мане. «Пес Донки». 1876. Эстимейт $300–500 тыс. Фото: Christie's
Эдуард Мане. «Пес Донки». 1876. Эстимейт $300–500 тыс.
Фото: Christie's

Прежде чем вернуться на рынок, «Боб» проделал тернистый путь. Перед Второй мировой войной он принадлежал Эстелле и Людвигу Каценелленбоген, у которых в Берлине было выдающееся собрание импрессионизма и постимпрессионизма. После развода супругов в 1928 году значительная часть коллекции досталась Эстелле, в том числе «Боб». Однако из-за надвигающейся опасности в 1930-е годы она была вынуждена бежать из страны — сначала в Швейцарию в 1938 году, а двумя годами позже — в США (около 1942 года она жила в Калифорнии и руководила Международной художественной галереей Карла Нирендорфа в Голливуде, владелицей которой стала в 1945 году). Многие из бежавших тогда из Европы были вынуждены расставаться с принадлежавшими им произведениями искусства, чтобы оплатить дорогу или облегчить себе пересечение границ. Согласно провенансу «Боба», он находился в собственности Каценелленбоген приблизительно до марта 1945 года, после чего переходил из рук в руки через галереи и аукционы, пока в 1982 году его не приобрели супруги Гетти. Произведение выставили на продажу после того, как Гетти и наследникам Каценелленбоген удалось заключить соглашение.

«Реституция — сложная, развивающаяся сфера, — говорит президент Christie’s Марк Портер, — и судьба этой картины служит прекрасным примером этого развития и связанных с ним нюансов».

Зачастую реституция произведения искусства оказывается долгой и запутанной процедурой. На протяжении многих лет реституции подлежали только те работы, которые были физически конфискованы или незаконно вывезены представителями нацистских властей. Коллекционеры, которые были вынуждены продать принадлежавшие им произведения, чтобы добраться до безопасного места, не имели права претендовать на то, что когда-то им принадлежало. Но ситуация изменилась в 1998 году после созванной Госдепартаментом США конференции по конфискованному нацистами искусству, по итогам которой были приняты

Вашингтонские принципы. Нынешние владельцы стали сами обращаться к наследникам коллекционеров, чьи произведения искусства были конфискованы нацистами или проданы во время войны в силу обстоятельств, в поисках справедливых и взаимоприемлемых путей возвращения работ законным владельцам без долгих судебных разбирательств.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+