Лучшие друзья Мане: Christie’s продает созданные знаменитым импрессионистом портреты собак

Эдуард Мане. «Голова собаки» («Боб»). Ок. 1876. Эстимейт $400–600 тыс. Фото: Christie's
Эдуард Мане. «Голова собаки» («Боб»). Ок. 1876. Эстимейт $400–600 тыс.
Фото: Christie's

Хотя Мане известен главным образом женскими портретами и сценами в парижских кафе, его портрет пса по кличке Боб ни в чем им не уступает

Прославленные картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1863), «Завтрак на траве» (1863) и «Бар в „Фоли-Бержер“» (1882) будто открывают окно, ведущее в импрессионистические сцены повседневной жизни Парижа и его окрестностей. Нередко герои Мане смотрят прямо в глаза зрителю, словно приглашая присоединиться к изображенной сцене, отчего возникает эффект присутствия.

«Голова собаки» («Боб») (эстимейт $400–600 тыс.) обладает таким же завораживающим свойством, но в этом случае вместо того, чтобы присоединиться к пикнику или к посетителям шумного кафе, появляется желание протянуть руку и потрепать собаку за ухом. Портрет Боба написан около 1876 года по заказу оперного певца и коллекционера Жан-Батиста Фора. Фор собрал целых 67 работ Мане (помимо произведений его коллег-импрессионистов, в числе которых были Эдгар Дега, Клод Моне и Камиль Писсарро) и был одним из его покровителей.

Время от времени Мане писал портреты друзей, в том числе Фора, а «Голова собаки» («Боб») служит одним из немногочисленных примеров распространения этой практики на их питомцев. Мазки нанесены в смелой импрессионистической манере, и создается ощущение, будто Боб виляет хвостом в нетерпеливом ожидании игры или лакомства. Его кличка написана тонкими красными мазками в правом верхнем углу небольшого полотна, а ниже расположена подпись художника — красная буква «М».

Эти портреты питомцев — большая редкость. В каталоге-резоне Мане упоминается всего восемь таких работ, и две из них представят 20 октября на аукционе коллекции Энн и Гордона Гетти: «Голова собаки» («Боб») и «Пес Донки» (1876, эстимейт $300–500 тыс.), принадлежавший граверу Мишелю Манци.

Эдуард Мане. «Пес Донки». 1876. Эстимейт $300–500 тыс. Фото: Christie's
Эдуард Мане. «Пес Донки». 1876. Эстимейт $300–500 тыс.
Фото: Christie's

Прежде чем вернуться на рынок, «Боб» проделал тернистый путь. Перед Второй мировой войной он принадлежал Эстелле и Людвигу Каценелленбоген, у которых в Берлине было выдающееся собрание импрессионизма и постимпрессионизма. После развода супругов в 1928 году значительная часть коллекции досталась Эстелле, в том числе «Боб». Однако из-за надвигающейся опасности в 1930-е годы она была вынуждена бежать из страны — сначала в Швейцарию в 1938 году, а двумя годами позже — в США (около 1942 года она жила в Калифорнии и руководила Международной художественной галереей Карла Нирендорфа в Голливуде, владелицей которой стала в 1945 году). Многие из бежавших тогда из Европы были вынуждены расставаться с принадлежавшими им произведениями искусства, чтобы оплатить дорогу или облегчить себе пересечение границ. Согласно провенансу «Боба», он находился в собственности Каценелленбоген приблизительно до марта 1945 года, после чего переходил из рук в руки через галереи и аукционы, пока в 1982 году его не приобрели супруги Гетти. Произведение выставили на продажу после того, как Гетти и наследникам Каценелленбоген удалось заключить соглашение.

«Реституция — сложная, развивающаяся сфера, — говорит президент Christie’s Марк Портер, — и судьба этой картины служит прекрасным примером этого развития и связанных с ним нюансов».

Зачастую реституция произведения искусства оказывается долгой и запутанной процедурой. На протяжении многих лет реституции подлежали только те работы, которые были физически конфискованы или незаконно вывезены представителями нацистских властей. Коллекционеры, которые были вынуждены продать принадлежавшие им произведения, чтобы добраться до безопасного места, не имели права претендовать на то, что когда-то им принадлежало. Но ситуация изменилась в 1998 году после созванной Госдепартаментом США конференции по конфискованному нацистами искусству, по итогам которой были приняты

Вашингтонские принципы. Нынешние владельцы стали сами обращаться к наследникам коллекционеров, чьи произведения искусства были конфискованы нацистами или проданы во время войны в силу обстоятельств, в поисках справедливых и взаимоприемлемых путей возвращения работ законным владельцам без долгих судебных разбирательств.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+