18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейксмузеум воспел носорожиху Клару, вдохновлявшую многих художников

Жан-Батист Удри. «Носорог Клара». 1749. Фото: Rijksmuseum
Жан-Батист Удри. «Носорог Клара». 1749.
Фото: Rijksmuseum
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

В музее устроили настоящую ретроспективу, где собраны десятки изображений экзотического животного, в 1740-х годах путешествовавшего по Европе. Многие европейцы тогда впервые увидели носорога живьем

Носорожиха Клара, в 1741 году прибывшая в Роттердам из Индии и уже побывавшая звездой многих современных выставок, теперь получила настоящую ретроспективу. На ней собраны десятки ее изображений во всех техниках и жанрах. Когда в 1740-х носорожиху возили по королевским дворам, единственным известным изображением экзотического зверя была гравюра Альбрехта Дюрера 1515 года. Клара вдохновила всех, от живописцев до ювелиров. Центральная часть выставки занята ее огромным портретом в натуральную величину кисти Жан-Батиста Удри (1749, Государственный музей Шверина). Кроме того, показывают пять рисунков носорога с разных точек зрения немецкого художника Иоганна Элиаса Редингера, три из которых находятся в частной коллекции и прежде не выставлялись.

Часы с носорогом. Мастерские Сен-Жермен. 1755. Фото: Parnassia Collectie
Часы с носорогом. Мастерские Сен-Жермен. 1755.
Фото: Parnassia Collectie

Из Парижа прибыли роскошные часы, созданные в 1750-х годах в мастерских Сен-Жермен, увенчанные бронзовой скульптурой носорога с разинутой пастью. К выставке исследователи составили подробнейшую хронологию жизни Клары, а куратор Гийс ван дер Хам просит не забывать, что большую часть жизни Клара провела в неволе: «Носорог стал символом животного, существованию которого угрожает человечество». В экспозицию включена книжка Кристофа Готлиба Рихтера 1750 года, в которой Клара вступает в воображаемый диалог с кузнечиком и хочет поменяться местами с этим самым обычным насекомым, которого никто не замечает.  

«Носорожиха Клара»
Рейксмузеум, Амстердам
30 сентября 2022 – 15 января 2023

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+