18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Какую скульптуру предпочитал Петр Великий, показывают в Эрмитаже

Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Изящный проект к 350-летию царя посвящен его коллекции скульптуры, которую он во множестве закупал и для Летнего сада, и для себя. В его собрании было более 250 статуй — на выставке представлено 19 плюс 3, которые находятся в других залах Эрмитажа

Изящный проект к 350-летию царя-реформатора объединил девятнадцать произведений из собрания Эрмитажа, Серпуховского музея и Музея истории Санкт-Петербурга. Плюс три скульптуры, которые остались на своих постоянных местах в залах Эрмитажа. Это «Венера Таврическая», которая, согласно последним изысканиям, может быть греческой работой II века до н.э., а также произведения начала XVIII века «Адонис» Джузеппе Торретто и «Диана» Джузеппе и Паоло Гроппелли.

Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, много лет изучал историю петровского собрания европейской скульптуры. Царь увлекся «мраморами» в 1716 году, во время второго заграничного путешествия. Его агентами по покупке скульптуры в Венеции и Риме стали серб Савва Владиславич, получивший в России фамилию Рагузинский по месту рождения, а также русский боярин Юрий Кологривов, ставший сподвижником Петра.

Петр I собрал более 250 скульптур, сегодня известно примерно о 130 из них. Основная часть приобреталась для Летнего сада, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Остальные разошлись по другим музеям и частным коллекциям.

Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух». Фото: Государственный Эрмитаж
Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух».
Фото: Государственный Эрмитаж

Рагузинский составил целую программу покупки статуй: античные боги, герои «Метаморфоз» Овидия, аллегорические статуи добродетелей, бюсты римских императоров и их жен. На рынке их было найти трудно, тем более что часто требовались пары (например, Марс — Венера). Легче было заказывать их итальянским скульпторам. Изготовление одной статуи стоило 100 золотых дукатов. Цена Петра устроила. В дневнике царского секретаря Алексея Макарова отмечено: «Не чаяли мы, что так дешево будет». Кстати, антиков в петровской коллекции было совсем немного. По оценке Андросова, не более одного десятка. Кроме «Венеры» на выставке покажут скульптуру «Пастух, несущий кролика и курицу». Она куплена в 1718 году, это было одно из первых поступлений в царскую коллекцию. В начале XVIII века такая скульптура, найденная в земле, да еще требовавшая реставрации, могла стоить дешевле новой работы.

Антонио Тарсиа. «Юпитер». Фото: Государственный Эрмитаж
Антонио Тарсиа. «Юпитер».
Фото: Государственный Эрмитаж

С противоположной стороны Невы, из Петропавловского собора, привезли группу «Оплакивание Христа» Джованни Дзордзони. Она находится рядом с надгробием императора. Из «министерского коридора» Зимнего дворца перенесли два бюста из цветного мрамора — «Мавританин» и «Мавританка» — неизвестного итальянского мастера конца XVII века.

Впервые с петровских времен воссоединились шесть статуй Антонио Тарсиа. Они предназначались для южной части Летнего сада. С началом строительства на этом месте Михайловского замка парные скульптуры были разведены. В Зимний дворец, а потом в Эрмитаж попали «Аполлон», «Венера» и «Юнона». В конце XIX века в частном собрании в Серпухове появились «Марс» и «Диана». В 2014 году коллекционер Юрий Абрамов подарил Эрмитажу «Юпитера».

Государственный Эрмитаж
«Скульптура из коллекций Петра Великого»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+