18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Тейт отказывается от архива Фрэнсиса Бэкона и возвращает его хозяину

Художник Фрэнсис Бэкон в своей мастерской в Лондоне. 11 марта 1975 г. Фото: Terence Spencer/Popperfoto via Getty Images
Художник Фрэнсис Бэкон в своей мастерской в Лондоне. 11 марта 1975 г.
Фото: Terence Spencer/Popperfoto via Getty Images
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Для музея отказ от подаренных работ или архивов — случай исключительный. Тем более что архив художника, переданный его соседом и другом Барри Джоулем, хранился там почти 20 лет

В Тейт объявили о решении вернуть архив Фрэнсиса Бэкона соседу и другу художника Барри Джоулю, который почти 20 лет назад передал его в дар музею. Сам Джоуль говорит, что собрание вернули по его собственной просьбе.

Согласно его версии, нанятые им адвокаты из Collyer Bristow потребовали «вернуть все подаренное на основании невыполнения условий соглашения между Тейт и Джоулем». По словам Джоуля, он «давно подозревал, что они хотят вцепиться в этот архив, похоронив его в своих подвалах, а я при этом должен был заткнуться и проваливать». В заявлении же Тейт говорится, что дар Джоуля «вызвал серьезные сомнения относительно природы и качества материала». Тейт добавляет: «Архив не подходит ни для одной значимой выставки, к тому же в нем отсутствует потенциал для изучения или понимания природы творчества Бэкона. Поэтому вещи сочли непригодными для хранения в Тейт. Собрание предложили вернуть обратно дарителю в соответствии с пожеланиями последнего».

Для Тейт отказ от подаренных работ или архивов — случай исключительный, и это решение должно было быть одобрено попечителями музея.

Собрание Джоуля, переданное в музей, включало 800 вырезок из журналов и газет, на некоторых были пометки карандашом и ручкой, а также мазки краски. Оно содержало 39 фотографий Бэкона и его друзей, книги и документы. Плюс так называемый Х-альбом закрашенных эскизов, который в Тейт после экспертизы обозначили как принадлежащий «неизвестному автору». Джоуль всегда решительно настаивал на подлинности всех этих вещей. Он был соседом Бэкона с 1978 года. Время от времени он подрабатывал у Фрэнсиса и стал его приятелем. Материалы, по-видимому, были отданы Бэконом Джоулю из мастерской на улице Рис-Мьюз в Лондоне 18 апреля 1992 года, за десять дней до смерти художника.

Реконструкция мастерской Фрэнсиса Бэкона. Фото: Sailko/Wikimedia Commons
Реконструкция мастерской Фрэнсиса Бэкона.
Фото: Sailko/Wikimedia Commons

Джоуль передал архив для изучения в Тейт еще в начале 2003 года. На тот момент это собрание считалось, пожалуй, самым важным приобретением среди архивов Тейт за всю историю музея. В прессе сообщали, что коллекцию оценили в £20 млн, хотя, откуда взялась эта цифра, неясно. В пресс-релизе в 2004 году музей обещал «изучить, сфотографировать и каталогизировать собрание в течение трех лет, прежде чем выставить эти предметы на всеобщее обозрение и предоставлять их на выставки».

Джоуль говорит, что, несмотря на обещание, за 18 лет ничего так и не было выставлено. Архив не был оцифрован и размещен в интернете, хотя, по его словам, он предлагал дать на это деньги. Меценат винит Фонд Фрэнсиса Бэкона: «На протяжении многих лет они постоянно давили на Тейт, требуя от музея, чтобы архив никогда не выставлялся». Но фонд, созданный художником для управления его творческим наследием, настроен решительно: «Многие специалисты, работающие в фонде и сотрудничающие с нами, изучив материалы, пришли к выводу, что никаких весомых доказательств того, что эти эскизы и рисунки созданы рукой Бэкона, нет».

Мастерская Фрэнсиса Бэкона на улице Рис-Мьюз в Лондоне, где художник жил и работал в 1961-1992 годах. Фото: Wikimedia Commons
Мастерская Фрэнсиса Бэкона на улице Рис-Мьюз в Лондоне, где художник жил и работал в 1961-1992 годах.
Фото: Wikimedia Commons

Весной нынешнего года Барри Джоуль в интервью газете Observer заявил, что передумал передавать Тейт еще сотню предметов, которые достались ему из студии Бэкона. Меценат теперь намерен передать их Центру Помпиду. Представитель музея в ответ на запрос заявил, что «никаких переговоров пока не было, и об этом намерении мы сами узнали только от вас».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+