Античность, увиденная и представленная в золотом эквиваленте

Серебряная монета из частной коллекции, на которой изображена сова Афины. 17–18 гг. н.э. Фрагмент. Фото: АНО «МНК»
Серебряная монета из частной коллекции, на которой изображена сова Афины. 17–18 гг. н.э. Фрагмент.
Фото: АНО «МНК»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Два больших тома, выпущенных Музеем Международного нумизматического клуба, рассказывают историю Древней Греции и Рима посредством изображений на монетах. Эти монеты по преимуществу золотые, а связанные с ними сюжеты — сплошь увлекательные

Издание обеих книг приурочено к двум выставкам, которые организовал Музей Международного нумизматического клуба за последние месяцы. Но это не совсем каталоги — скорее, историко-нумизматические труды, рассказывающие о странах и эпохах; и в качестве фактического и иллюстративного материала здесь использованы монеты. Причем по большей части золотые (именно они являются главной составляющей коллекции Вагита Алекперова, основателя музея).

Сокровища Древней Греции/АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 180 с.: ил.
Сокровища Древней Греции/АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 180 с.: ил.

Том «Сокровища Древней Греции» представляет интерес для самых разных читателей, его даже можно посоветовать школьникам. Помимо сугубо нумизматических тем (например, подробного описания денежных систем Греции и эллинистического мира), в книге рассказывается об особенностях экономики, быта древних греков, пантеоне их богов, научных открытиях. Эти истории проиллюстрированы аверсами и реверсами монет, которые тогда были чрезвычайно разнообразны. Например, почему на кизикинах (отчеканенных в городе Кизик в Малой Азии) встречается так много сюжетов, до сих пор загадка. Минималистичные и точные изображения животных, насекомых и растений, тонко проработанные головы и фигуры богов, даже целые сцены с ними (куда обязательно вписано изображение тунца, добыча которого кормила город) — их можно разглядывать часами. Кто такие трапезиды (и как они связаны с трапезой), что измерял «антикитерский механизм» и зачем Архимеду коготь — все ответы есть в книге.

Статер. Калабрия, Тарент, около 325–320 гг. до н.э. АНО «МНК»
Статер. Калабрия, Тарент, около 325–320 гг. до н.э. АНО «МНК»

Том, посвященный императорским монетам Древнего Рима, — более специальное чтение. Изобразительный ряд здесь кажется поначалу однообразным: монеты украшались профилем императора. Однако однообразие это мнимое. Кроме портретов правителей (их облик часто передавался со всеми индивидуальными чертами — о внешности многих мы знаем только по этим изображениям) монеты содержали еще и массу общественно-политической информации. Через них власть общалась с подданными, в них отражены взлеты и падения государства.

Летопись эпохи в издании собрана почти исчерпывающая: в дополнение к коллекции ММНК нумизматические шедевры предоставили для публикации (и на выставку) Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственный исторический музей.

О чем, например, может рассказать золотая монета достоинством в полстатера с изображением двуликого Януса, отчеканенная приблизительно в 218–216 годах до н.э.? Это годы Второй Пунической войны, противостояния Римской республики и Карфагена. Появление на аверсе Януса означало, что двери храма Януса Квирина в Риме, которые открывались с началом каждой вой­ны и запирались после ее окончания, распахнуты настежь, война снова вырвалась наружу. А изображение на реверсе жертвоприношения, скреплявшего заключенный союзный договор, должно было подчеркнуть прочность римско-италийского альянса.

Пришел. Увидел. Победил. Великие римские императоры / АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 324 с.: ил.
Пришел. Увидел. Победил. Великие римские императоры / АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 324 с.: ил.

Между тем само начало золотой чеканки может свидетельствовать о финансовых затруднениях Рима: чрезвычайные военные расходы привели к нехватке серебра, основного монетного металла.

Другой пример относится к зениту Римской империи. На ауреусе императора Нерона 64–68 годов н.э. изображен его профиль, а на обороте — храм Весты. Чеканка относится ко времени, когда в Риме случился катастрофический пожар (64 год н.э.). По разным источникам, император то ли сам поджег город, то ли вместе с жителями тушил его.

В любом случае разрушения были огромны; в первую очередь восстанавливали храмы, в том числе круглое святилище богини Весты, внутри которого хранились реликвии римского народа, а жрицы-весталки поддерживали священный огонь. Изображение этого храма на монете должно было говорить народу о том, что устои римского общества не покачнулись.

В то же время историки знают, что эта монета — одна из последних полновесных: пожар нанес урон казне, и Нерон распорядился понизить вес золотых и серебряных монет.

Толкуя все детали на аверсах и реверсах монет, увязывая их с фактами и подробностями из жизни исторических личностей, книга повествует о столетиях становления и падения великого Рима.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+