18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Античность, увиденная и представленная в золотом эквиваленте

Серебряная монета из частной коллекции, на которой изображена сова Афины. 17–18 гг. н.э. Фрагмент. Фото: АНО «МНК»
Серебряная монета из частной коллекции, на которой изображена сова Афины. 17–18 гг. н.э. Фрагмент.
Фото: АНО «МНК»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Два больших тома, выпущенных Музеем Международного нумизматического клуба, рассказывают историю Древней Греции и Рима посредством изображений на монетах. Эти монеты по преимуществу золотые, а связанные с ними сюжеты — сплошь увлекательные

Издание обеих книг приурочено к двум выставкам, которые организовал Музей Международного нумизматического клуба за последние месяцы. Но это не совсем каталоги — скорее, историко-нумизматические труды, рассказывающие о странах и эпохах; и в качестве фактического и иллюстративного материала здесь использованы монеты. Причем по большей части золотые (именно они являются главной составляющей коллекции Вагита Алекперова, основателя музея).

Сокровища Древней Греции/АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 180 с.: ил.
Сокровища Древней Греции/АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 180 с.: ил.

Том «Сокровища Древней Греции» представляет интерес для самых разных читателей, его даже можно посоветовать школьникам. Помимо сугубо нумизматических тем (например, подробного описания денежных систем Греции и эллинистического мира), в книге рассказывается об особенностях экономики, быта древних греков, пантеоне их богов, научных открытиях. Эти истории проиллюстрированы аверсами и реверсами монет, которые тогда были чрезвычайно разнообразны. Например, почему на кизикинах (отчеканенных в городе Кизик в Малой Азии) встречается так много сюжетов, до сих пор загадка. Минималистичные и точные изображения животных, насекомых и растений, тонко проработанные головы и фигуры богов, даже целые сцены с ними (куда обязательно вписано изображение тунца, добыча которого кормила город) — их можно разглядывать часами. Кто такие трапезиды (и как они связаны с трапезой), что измерял «антикитерский механизм» и зачем Архимеду коготь — все ответы есть в книге.

Статер. Калабрия, Тарент, около 325–320 гг. до н.э. АНО «МНК»
Статер. Калабрия, Тарент, около 325–320 гг. до н.э. АНО «МНК»

Том, посвященный императорским монетам Древнего Рима, — более специальное чтение. Изобразительный ряд здесь кажется поначалу однообразным: монеты украшались профилем императора. Однако однообразие это мнимое. Кроме портретов правителей (их облик часто передавался со всеми индивидуальными чертами — о внешности многих мы знаем только по этим изображениям) монеты содержали еще и массу общественно-политической информации. Через них власть общалась с подданными, в них отражены взлеты и падения государства.

Летопись эпохи в издании собрана почти исчерпывающая: в дополнение к коллекции ММНК нумизматические шедевры предоставили для публикации (и на выставку) Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственный исторический музей.

О чем, например, может рассказать золотая монета достоинством в полстатера с изображением двуликого Януса, отчеканенная приблизительно в 218–216 годах до н.э.? Это годы Второй Пунической войны, противостояния Римской республики и Карфагена. Появление на аверсе Януса означало, что двери храма Януса Квирина в Риме, которые открывались с началом каждой вой­ны и запирались после ее окончания, распахнуты настежь, война снова вырвалась наружу. А изображение на реверсе жертвоприношения, скреплявшего заключенный союзный договор, должно было подчеркнуть прочность римско-италийского альянса.

Пришел. Увидел. Победил. Великие римские императоры / АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 324 с.: ил.
Пришел. Увидел. Победил. Великие римские императоры / АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 324 с.: ил.

Между тем само начало золотой чеканки может свидетельствовать о финансовых затруднениях Рима: чрезвычайные военные расходы привели к нехватке серебра, основного монетного металла.

Другой пример относится к зениту Римской империи. На ауреусе императора Нерона 64–68 годов н.э. изображен его профиль, а на обороте — храм Весты. Чеканка относится ко времени, когда в Риме случился катастрофический пожар (64 год н.э.). По разным источникам, император то ли сам поджег город, то ли вместе с жителями тушил его.

В любом случае разрушения были огромны; в первую очередь восстанавливали храмы, в том числе круглое святилище богини Весты, внутри которого хранились реликвии римского народа, а жрицы-весталки поддерживали священный огонь. Изображение этого храма на монете должно было говорить народу о том, что устои римского общества не покачнулись.

В то же время историки знают, что эта монета — одна из последних полновесных: пожар нанес урон казне, и Нерон распорядился понизить вес золотых и серебряных монет.

Толкуя все детали на аверсах и реверсах монет, увязывая их с фактами и подробностями из жизни исторических личностей, книга повествует о столетиях становления и падения великого Рима.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+