18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Авангард вернулся с гастролей в родной Екатеринбург

Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Екатеринбургский музей изобразительных искусств показывает свою коллекцию русского авангарда, весной застрявшую на гастролях в Южной Корее, но потом благополучно вернувшуюся домой, в чем можно убедиться на выставке. Все 63 произведения в наличии

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) показывает в полном составе свое собрание русского авангарда, о судьбе которого минувшей весной пришлось немного поволноваться. Коллекция из 63 картин, включая такие жемчужины, как «Импровизация № 217. Серый овал» (1917) Василия Кандинского и «Супрематизм» (1915) Казимира Малевича, в конце прошлого года отправилась в Южную Корею для участия в выставке «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард. Искусство революции» в сеульском культурном центре «Седжонг». Работы на выставку предоставили и другие российские музеи, однако основой экспозиции была именно обширная коллекция ЕМИИ. На фоне ухудшения внешнеполитической обстановки, опасаясь трудностей с логистикой, российские организаторы попросили прервать выставку и вернуть экспонаты на две недели раньше срока, однако корейская сторона отказалась. В конце концов картины, хотя и с некоторой задержкой, удалось вывезти через Стамбул в Москву, откуда они отбыли уже в родные города.

Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На волне такого внимания к своей коллекции ЕМИИ решил показать ее городу целиком. Работы переодели в новые рамы и выставили в самом статусном зале музея — Центре «Эрмитаж — Урал» на улице Вайнера. Выставку назвали «Великий переход», намекая одновременно и на революционную трансформацию в русском искусстве начала XX века, и на недавний сложный «переход» представленных произведений с Корейского полуострова на родину. Впрочем, помимо картин-гастролеров, в экспозиции присутствуют и никем прежде не виденные вещи — это их первый выход в свет после реставрации.

Выставка «Великий переход» примечательна тем, что создает в микромодели цельную картину развития до сих пор самого востребованного и волнующего периода отечественного искусства — от сезаннизма «Бубнового валета» до редкого для России экспрессионизма Владимира Бехтеева. Причем показывает ее на действительно качественных и выразительных примерах, достойных первых музеев страны, начиная с неопримитивистских «Улицы в провинции» и «Еврейской Венеры» Михаила Ларионова, кубистической «Кухни» Надежды Удальцовой и контрсупрематической «Беспредметной композиции» Александра Родченко и заканчивая лаконичными натюрмортами Давида Штеренберга, проунами Эль Лисицкого и уникальным синтезом символизма и постимпрессионизма — «Красными конями» Всеволода Ульянова.

Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Поступившие скопом в Екатеринбург в основном из Государственного музейного фонда еще в 1920 году, картины, отобранные самими авангардистами, оставались в целости все советские годы, а после «реабилитации» русского авангарда украшали собой репрезентативные международные экспозиции. После «Великого перехода» они отправятся на плановую реставрацию, чтобы к 300-летию Екатеринбурга в 2023 году составить постоянную экспозицию в здании музея на Воеводина, 5. 

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Центр «Эрмитаж — Урал»
«Великий переход»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+