18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Авангард вернулся с гастролей в родной Екатеринбург

Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Екатеринбургский музей изобразительных искусств показывает свою коллекцию русского авангарда, весной застрявшую на гастролях в Южной Корее, но потом благополучно вернувшуюся домой, в чем можно убедиться на выставке. Все 63 произведения в наличии

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) показывает в полном составе свое собрание русского авангарда, о судьбе которого минувшей весной пришлось немного поволноваться. Коллекция из 63 картин, включая такие жемчужины, как «Импровизация № 217. Серый овал» (1917) Василия Кандинского и «Супрематизм» (1915) Казимира Малевича, в конце прошлого года отправилась в Южную Корею для участия в выставке «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард. Искусство революции» в сеульском культурном центре «Седжонг». Работы на выставку предоставили и другие российские музеи, однако основой экспозиции была именно обширная коллекция ЕМИИ. На фоне ухудшения внешнеполитической обстановки, опасаясь трудностей с логистикой, российские организаторы попросили прервать выставку и вернуть экспонаты на две недели раньше срока, однако корейская сторона отказалась. В конце концов картины, хотя и с некоторой задержкой, удалось вывезти через Стамбул в Москву, откуда они отбыли уже в родные города.

Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На волне такого внимания к своей коллекции ЕМИИ решил показать ее городу целиком. Работы переодели в новые рамы и выставили в самом статусном зале музея — Центре «Эрмитаж — Урал» на улице Вайнера. Выставку назвали «Великий переход», намекая одновременно и на революционную трансформацию в русском искусстве начала XX века, и на недавний сложный «переход» представленных произведений с Корейского полуострова на родину. Впрочем, помимо картин-гастролеров, в экспозиции присутствуют и никем прежде не виденные вещи — это их первый выход в свет после реставрации.

Выставка «Великий переход» примечательна тем, что создает в микромодели цельную картину развития до сих пор самого востребованного и волнующего периода отечественного искусства — от сезаннизма «Бубнового валета» до редкого для России экспрессионизма Владимира Бехтеева. Причем показывает ее на действительно качественных и выразительных примерах, достойных первых музеев страны, начиная с неопримитивистских «Улицы в провинции» и «Еврейской Венеры» Михаила Ларионова, кубистической «Кухни» Надежды Удальцовой и контрсупрематической «Беспредметной композиции» Александра Родченко и заканчивая лаконичными натюрмортами Давида Штеренберга, проунами Эль Лисицкого и уникальным синтезом символизма и постимпрессионизма — «Красными конями» Всеволода Ульянова.

Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Поступившие скопом в Екатеринбург в основном из Государственного музейного фонда еще в 1920 году, картины, отобранные самими авангардистами, оставались в целости все советские годы, а после «реабилитации» русского авангарда украшали собой репрезентативные международные экспозиции. После «Великого перехода» они отправятся на плановую реставрацию, чтобы к 300-летию Екатеринбурга в 2023 году составить постоянную экспозицию в здании музея на Воеводина, 5. 

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Центр «Эрмитаж — Урал»
«Великий переход»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+