18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Любое историческое время — это время перемен

Крис Киллип. Из альбома «Поэзия и проза рабочих окраин». 1976. Фото: © Chris Killip/Victoria and Albert Museum
Крис Киллип. Из альбома «Поэзия и проза рабочих окраин». 1976.
Фото: © Chris Killip/Victoria and Albert Museum

От послевоенных уличных снимков до социальных медиа: Джерри Бэджер предлагает авторский обзор британской документальной фотографии

Как фотография может документировать мир и в то же время служить творческим медиумом? С этим вызовом британская документальная фотография впервые столкнулась еще в 1930-е годы, когда модернистская волна докатилась до острова с континента. Яркими примерами этого тренда стали тогда венгр Ласло Мохой-Надь, кадры которого получили известность благодаря книге «Уличные рынки Лондона» (1935), и немец Билл Брандт, чья книга «Англичане у себя дома» (1936) оказалась, по словам фотокритика Джерри Бэджера, «самой значимой фотокнигой десятилетия».

С этого начинается обзор Бэджера под названием «Другая страна: британская документальная фотография после 1945 года». Его новая книга отчасти напоминает каталог выставки «Какие мы есть. Фотографируя Британию» (Галерея Тейт, 2007), в создании которого он участвовал, но исторический интервал здесь более узкий.

Gerry Badger. Another Country: British Documentary Photography Since 1945. Thames & Hudson. 312 с.: 250 цв. и ч/б ил. £50, $65. На английском языке
Gerry Badger. Another Country: British Documentary Photography Since 1945. Thames & Hudson. 312 с.: 250 цв. и ч/б ил. £50, $65. На английском языке

В ранний послевоенный период важнейшим оплотом документальной фотографии стал новаторский журнал Picture Post, а Независимая группа Института современного искусства в Лондоне сыграла важную роль в фотографических выставках 1950-х.

В 1960-е годы цветные приложения к газете Sunday Times принесли документальной фотографии новую аудиторию. Фотографы за пределами Лондона тоже начали получать признание. В частности, Оскар Марцароли и Джозеф Маккензи фиксировали трансформацию шотландских городов преимущественно в то десятилетие.

Политика и фотография теснее переплелись уже в 1970-х, это воспринималось в качестве свежего импульса. И одновременно фотография стала превращаться в коллекционную форму искусства. В колледжах и художественных школах по всей стране появились специализированные курсы, а фотогалереи и журналы завоевали большую популярность. Стал заметен сдвиг, произошедший благодаря фотографам-женщинам.

Мартин Парр. Нью-Брайтон, Англия. Из серии «Последний курорт». 1983–1985. Фото: Martin Parr Foundation
Мартин Парр. Нью-Брайтон, Англия. Из серии «Последний курорт». 1983–1985.
Фото: Martin Parr Foundation

Тяготение к политике продолжилось в 1980–1990-е. Пол Грэм и Мартин Парр вышли на первый план благодаря публикации их книг и критическим дебатам об их творчестве. Еще большее распространение получили снимки, комментирующие расу, класс и пол. Скажем, Ингрид Поллард и Мод Султер собрали «Креативный проект темнокожих женщин», а семейные портреты Ричарда Биллингема открыли новые горизонты благодаря «реализму нищеты» в его альбоме «Смех Рэя» (2000).

В новом тысячелетии фотография стала частью цифровой революции электронных коммуникаций и социальных сетей, но продолжается развитие и многих прежних стратегий и тем.

В своем обзоре Джерри Бэджер кратко, но очень толково преподносит социальный, культурный и политический климат каждого десятилетия, показывая, как тот или иной контекст помогал сформировать новые поколения фотографов-документалистов.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+