18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В честь Дмитрия Плавинского в Москве устраивают черепашьи бега

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве» в Музее AZ. Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве» в Музее AZ.
Фото: Юрий Пальмин
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

К 85-летию знаменитого нонконформиста Музей AZ подготовил выставку с оригинальным названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Большинство произведений Плавинского — из коллекции самого Музея AZ, но участвуют и современные художники

Начиная с 1960-х годов одной из важных, примечательных фигур на неофициальной художественной сцене Москвы был Дмитрий Плавинский (1937–2012). Буквально с самого начала своего пути он разрабатывал те идеи и пластические представления, которые со временем легли в основу его «структурного символизма». Иначе говоря, любую реальность, житейскую или, напротив, парадную и величественную, художник воспринимал с позиций глубинного, метафизического и мистического ее смысла. Разумеется, смысл этот Плавинский выводил сам, но опирался на многовековой опыт предшественников. Можно сказать, что этот автор начал использовать установки постмодернизма, когда никто в СССР еще и не слышал такого термина.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

К 85-летию художника Музей AZ, созданный Наталией Опалевой, подготовил выставку под названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве». По словам Полины Лобачевской, арт-директора музея, автора и куратора проекта, она сама придумала и предложила это название, не лишенное абсурдистской парадоксальности. Образы именно этих двух существ, черепахи и носорога, Дмитрий Плавинский с особым увлечением интерпретировал на протяжении многих лет и в живописи, и в офортах.

Куратор выставки полагает, что в персональной мифологии художника черепахи олицетворяли богатство культуры, а носороги — брутальную мощь мироздания. «Тема древности, мифологии разрабатывалась художником и на философском уровне, и на буквальном, — рассказала нашему изданию Полина Лобачевская. — Мне хотелось на этот раз сосредоточиться именно на циклах с черепахами и носорогами». Кстати, черепах Плавинский писал и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Иерусалиме, каждый раз наделяя этих персонажей разными свойствами. Неудивительно, что символическая география стала одной из главных сюжетных линий на выставке.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

Большинство произведений для нее взято из коллекции Музея AZ, но включен и ряд работ из других частных собраний. Особый раздел составят редкие фотографии из семейного архива — они предоставлены женой художника Марией и дочерью Елизаветой.

«Сегодня в диалог с классикой авангарда все чаще вступают современные художники», — говорит Полина Лобачевская. Исходя из чего в юбилейную выставку Плавинского включено несколько работ, созданных специально по такому случаю. Метафора из ее заглавия раскрывается в анимированном фильме Михаила Шепилова и Александры Анохиной, а Серафим Инфанте представляет мультимедийную инсталляцию, посвященную графическим сериям главного героя проекта. Взрослым посетителям также адресован документальный фильм Валерия Залотухи «Художник Дмитрий Плавинский» (2011), а детям — интерактивный квест.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

Во время работы выставки обещана также презентация нового альбома «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». В издание, собранное Марией Плавинской, включены все гравюры на металле, когда-либо созданные этим автором. Выход этой книги удачно коррелирует с нынешним музейным проектом, где целый этаж отведен именно под офорты художника.  

Музей AZ
«Носороги на черепашьих бегах в Москве. К 85-летию художника Дмитрия Плавинского»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+