Пушкинский музей открыл выставку «Котел алхимика»

На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Впервые в российской музейной практике ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает выставку, посвященную зрению, главному органу чувств, посредством которого человек получает наибольшее количество информации об окружающем мире

Изобразительные искусства нередко называют «визуальными», однако Пушкинский музей на этот раз предлагает альтернативные варианты взаимодействия с экспонатами — «осязательный взгляд» и «незрительное восприятие» (что бы это ни значило).

Одна из кураторов выставки, руководитель инклюзивного направления ГМИИ Евгения Киселева-Аффлербах рассказывает, что идея проекта возникла из общения с незрячими посетителями: музейщики делились знаниями об искусстве, но и зрители рассказывали о своих способах контакта с прекрасным. То, что раньше казалось естественным (восприятие через зрение), стало не очевидным. Размышления о «диктатуре визуального» в результате оформились в большой международный выставочный проект. Он должен был открыться в марте 2022 года, уже был издан прекрасный каталог, но вмешались непредвиденные обстоятельства. Музей отодвинул вернисаж более чем на полгода и пересмотрел состав участников, сделав акцент на работы из собственной коллекции и вещи из частных собраний. Проект разделили на две части: первая, стартующая 29 августа, посвящена «редукции зрения и осязательному взгляду», а вторая будет «связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией».

На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Название «Котел алхимика» позаимствовали у немецкого постмодерниста Зигмара Польке (1941–2010) — так назывался его объект, показанный в 1986 году на Венецианской биеннале. Абстракция, написанная на стене павильона специальными красками, меняла цвет в зависимости от освещения, времени суток, влажности и количества зрителей, являя пример «вариативности цветового восприятия», а также, как объясняет пресс-релиз, «опыта преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения». За тот «Котел» Польке получил «Золотого льва».

«Котел алхимика» в Пушкинском — это представительная экспозиция, включающая 200 произведений (живопись, графика, скульптура и мелкая пластика, керамические объекты и кабинетные витражи, никогда ранее публике не показывавшиеся) во временном диапазоне от XVI века до наших дней. Большая часть выставки предназначена все-таки людям зрячим.

Тоталитарность зрения презентуют, отталкиваясь от противного — от слепоты. Если зрение воспринимается как норма, то образы слепых на протяжении столетий наделялись множеством смыслов. Слепцов выводили провидцами и мудрецами, равно как и обреченными невежами. Слепота посылалась для испытаний или в наказание. В галерею библейских и мифологических слепцов, представленных на выставке, вошли «Самсон» Альбрехта Альтдорфера (1480–1538) (как известно, этот ветхозаветный герой поплатился глазами за любовь: возлюбленная Далила его предала, а враги-филистимляне ослепили) и «Слепой Товит» Рембрандта (отец художника был незрячим, чем, очевидно, и продиктован выбор героя, которого он изображал не раз). Мы увидим «Гомера и музу Сапфо» на полотне Ангелики Кауфман (1741–1807), едва ли не самой известной художницы XVIII века, соосновательницы Королевской академии художеств в Лондоне, а также работы Цукиоки Ёситоси (1839–1892), последнего великого мастера гравюр в жанре укиё-э, посвященные слепому поэту и музыканту IX века Сэмимару, который своей игрой способен был даже вдохновлять воинов на победу. Естественно, не обошли вниманием, пожалуй, самых знаменитых слепых в истории искусства — композицию Питера Брейгеля. На выставке сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита по рисунку Якопо Тинторетто и эстампом из Библии Пискатора.

Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком»  на выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком» на выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В этом же ряду находится «Слепой еврей с мальчиком» (1903) — непревзойденный шедевр Пабло Пикассо «голубого периода», провидчески купленный коллекционером Сергеем Щукиным.

Еще одной линией выставки стала визуальная редукция — упрощение сложности мира до относительно простых схем. Примером такого подхода — то, что называют классической пейзажной «трехцветкой», — являются работы Клода Лоррена (1600–1682). И даже витражи рассматриваются организаторами выставки как художественная форма, способная управлять нашим зрительным восприятием. Одним словом, произведений про зрение много — надо только уловить связующую их нить.

Центральными экспонатами стали керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные в январе нынешнего года специально для этой выставки. Их можно трогать, то есть воспринимать посредством осязания.

Нисимура Ёхэй. Словарь японского языка «Кодзиэн». 2021. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нисимура Ёхэй. Словарь японского языка «Кодзиэн». 2021.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

К выставке приурочена большая культурная программа с широчайшим диапазоном тем и участников — от «Иконографии слепоты, ослепления и исцеления» до «Японских сказителей, энциклопедистов и массажистов», от коллекционера Бориса Фридмана и доктора искусствознания Степана Ванеяна до всепроникающего Дмитрия Гутова и социального предпринимателя Екатерины Зинченко (ароматы для ее бренда разрабатывают незрячие парфюмеры). 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть 1»
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+