18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Достопримечательное дерево обретет вторую жизнь в буквальном смысле

Гибель 200­-летнего дуба в Спасском-­Лутовинове можно было воспринять как неизбежность, однако биотехнологи сочли, что отнюдь не все еще потеряно. Фото: Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»
Гибель 200­-летнего дуба в Спасском-­Лутовинове можно было воспринять как неизбежность, однако биотехнологи сочли, что отнюдь не все еще потеряно.
Фото: Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Тургеневский дуб из усадьбы Спасское-Лутовиново, сломанный бурей в ноябре 2021 года, восстанавливают путем клонирования. Используемые биотехнологии предполагают, что это будет не потомок и не двойник упавшего дерева, а фактически оно само

Во Всероссийском НИИ лесной генетики, селекции и биотехнологии (ВНИИЛГИСбиотех) в Воронеже проводят процесс клонирования — возрождения черешчатого дуба, известного как «Тургеневский». Молодые растения-копии уже успешно развиваются в лабораторных условиях и ждут пересадки в грунт.

Двухвековой дуб в Государственном музее-заповеднике И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» был достопримечательностью места еще при жизни писателя. Он подростком пересадил молодой дубок с опушки леса в усадьбу, а незадолго перед смертью писал поэту Якову Полонскому — просил поклониться родине и дубу. Этот дуб был более реальным свидетельством жизни писателя, чем существующая ныне усадьба (она восстановлена после пожара 1906 года, уничтожившего подлинный дом, где были написаны «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети»). А уж если добавить к этому истории про Диану, любимую борзую Тургенева, похороненную под деревом (кости действительно нашли при прокладке дренажа), про холода зимы 1941 года, когда на стволе образовалась трещина-морозобоина, позже неудачно заделанная цементом, то становится понятно, что дуб сотрудниками музея воспринимался как живое существо.

В 2021 году дуб занял первое место в конкурсе ««Российское дерево года». Фото: Wikimedia Commons
В 2021 году дуб занял первое место в конкурсе ««Российское дерево года».
Фото: Wikimedia Commons

В 2014 году он был включен в национальный реестр старовозрастных деревьев России. К этому моменту дуб достиг 30 м в высоту и диаметра 4,5 м. В 2021-м прошло полное обследование дерева, подтвердившее его возраст — ему было 198 лет. Дубу присвоили статус памятника живой природы, тогда же он занял первое место в конкурсе «Российское дерево года — 2021», победив Шаляпинскую ель в Ставропольском крае и Ясень-великан в Брянске. Однако 30 ноября 2021 года дуб, вместе с еще 40 деревьями парка в Спасском-Лутовинове, не выдержал штормового ветра и упал.

Сотрудники воронежского Центра лесных биотехнологий сразу же предложили попробовать спасти дуб методом клонального микроразмножения — именно этот, Тургеневский, уникальный (молодые деревья из его желудей уже не раз высаживались и растут в парке). Несмотря на футуристичность названия, метод уже неоднократно и успешно применялся в НИИ, например для размножения карельской березы с самой красивой и качественной древесиной. В институте проектом занялись Михаил Чугреев и Оксана Гусева — при горячей поддержке сотрудников музея.

30 ноября 2021 года дуб, который посадил писатель Иван Тургенев, упал из-за урагана. Фото: Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»
30 ноября 2021 года дуб, который посадил писатель Иван Тургенев, упал из-за урагана.
Фото: Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново»

С упавшего дерева было отобрано полтора десятка веток молодой стволовой поросли разной длины. Часть их отложили на хранение в специальный холодильник на стратификацию (стимулирование процессов роста), другую часть поставили на выгонку — для получения зеленых побегов. Третью часть Оксана Гусева сразу ввела в культуру. Для такого размножения обычно берут молодые деревья в период вегетации, а тут 200-летний дуб и зима. В процессе жизни дерево накапливает фенольные соединения и внутренние инфекции, которые затрудняют получение жизнеспособных культур. Причем исходный материал был взят во время периода покоя дерева (начало декабря), что тоже могло повлиять негативно. Тем не менее за прошедшее с декабря время практически все отобранные ветки образовали молодые побеги. Сейчас они культивируются в лабораторных условиях на твердой питательной среде. Далее предстоят этапы доращивания полученных побегов, их микрочеренкования и укоренения с последующей адаптацией в теплице.

«Общее время работы с момента взятия материала до высадки в теплицу варьирует от нескольких месяцев до одного года — в зависимости от вида и возраста дерева, а также от сроков взятия исходного материала. В ситуации с Тургеневским дубом особое внимание мы уделяем оптимизации этапов микрочеренкования и укоренения. Однако время до высадки саженцев в открытый грунт четко обозначить пока нельзя, — подчеркнул врио директора ВНИИЛГИСбиотех Олег Корчагин. — Впереди очень сложная работа с непредсказуемыми, как всегда бывает в науке, результатами, но мы постараемся довести микрочеренки до открытого грунта… и тогда будет Тургеневский дуб. Не его ребенок, а именно тот самый дуб, только в другой возрастной категории». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+