Богатыри из недр Уральских гор в Музее Фаберже

«Урал кует победу». 1948. Руководитель: Н.Д.Татауров Исполнители: первые выпускники свердловского ХПТУ №42. Музей Уральского техникума «Рифей». Фото:   Музей Фаберже
«Урал кует победу». 1948. Руководитель: Н.Д.Татауров Исполнители: первые выпускники свердловского ХПТУ №42. Музей Уральского техникума «Рифей».
Фото: Музей Фаберже
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

На выставке «Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов» представлено три десятка скульптур из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург). Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики

В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открыта выставка произведений современных екатеринбургских камнерезов. На ней представлено около трех десятков произведений, демонстрирующих мастерство художников и богатство уральских недр. Это работы из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург), который уже более десятилетия поддерживает местных мастеров, заказывая им самые крупные и сложные произведения. Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики мастерами Камнерезного дома Алексея Антонова и Студии камнерезного искусства «Святогор», которой руководят Григорий Пономарев и Иван Голубев.

«Данила-мастер и Хозяйка Медной горы». 1968. Руководитель: Рысин В. Ю. Исполнители: Галати Г., Родыгин А. Музей Уральского техникума «Рифей». Фото: Музей Фаберже
«Данила-мастер и Хозяйка Медной горы». 1968. Руководитель: Рысин В. Ю. Исполнители: Галати Г., Родыгин А. Музей Уральского техникума «Рифей».
Фото: Музей Фаберже

Работы очень крупные, от 60 до 100 см, выходящие за формат кабинетной скульптуры и тем более фигурок Фаберже, многие из которых можно уместить на ладони. Сложной композицией и бурным движением, обилием мелких деталей и разнообразием фактур они отсылают, скорее, к бронзовой скульптуре XIX века, например к охотничьим сценам Николая Лансере. «То, что мы по традиции называем мастерскими, — поясняет куратор выставки Людмила Будрина, — это большие предприятия (в „Святогоре“, например, более 20 мастеров), которые не могут существовать по „сувенирной“ модели. Такие предприятия всегда были предметом меценатской заботы, начиная с ренессансных мозаик и фигур, которые заказывали Медичи, и заканчивая шедеврами из дрезденских „Зеленых сводов“, созданных по заказу Августа Сильного». Действительно, даже мощнейшая фирма Карла Фаберже делала уникальные пасхальные яйца по заказам царской семьи и более простые миниатюрные произведения — на продажу.

Сложные монументальные фигуры богатырей на конях и их схватки с драконами, показанные в музее, получили бы все призы политехнических выставок, популярных на рубеже XIX–XX веков, так как демонстрируют все то, чем по традиции гордилась страна: славную историю, богатство, преодоление технологических сложностей. После предметов Фаберже и выставок Алексея Денисова-Уральского, прославляющих национальных камнерезов, мастерство работы по поделочному и полудрагоценному камню казалось утраченным, пока не начало возрождаться в ­1990-х в Петербурге и Екатеринбурге. На самом деле традиционные приемы (а не только вырезание бус и грибочков) сохранялись и в советское время — подтверждением этому служит учебная работа 1948 года «Урал кует победу», где соединяются мозаика объемная, плоская и коллекция самоцветов в виде минералогической горки.

«Воевода». 2019.  Студия камнерезного искусства «Святогор». Автор модели, камнерез: Иван Голубев. Шлифовщик: Альберт Клевакин. Фонд семьи Шмотьевых. Фото: Музей Фаберже
«Воевода». 2019. Студия камнерезного искусства «Святогор». Автор модели, камнерез: Иван Голубев. Шлифовщик: Альберт Клевакин. Фонд семьи Шмотьевых.
Фото: Музей Фаберже

Благодаря поддержке семьи Шмотьевых современные мастера не ограничены в материалах и времени и создают произведения фантастического богатства и сложности. Массивная фигура Ильи Муромца (студия «Святогор») в кольчуге из кремня восседает на черном коне из долерита, который скачет по сугробам из снежных кристаллов арагонита, основание скульптуры из кованой стали сохраняет следы молота. Добрыня Никитич (Камнерезный дом Алексея Антонова) в плаще из красной яшмы разит Змея Горыныча из зеленого кварцита, который почти парит в воздухе, а его тонко вырезанные кожистые крылья сквозят на просвет.

Кроме описанных скульптур, буквально иллюстрирующих русские сказки, на выставке есть и другая группа работ. В них главным становится диалог с камнем, веками ценившееся у мастеров умение разглядеть в нем живое. Основой для головы «Воевода» (студия «Святогор») стал огромный кристалл горного хрусталя с корочкой из серебристых кристаллов хлорита. Радужные переливы вспыхивают в трещинах кварца, освещая сумрачное лицо воина. Из хрупких игл кристаллов талько­хлорита и арагонита проступает тонкое хрустальное лицо «Снегурочки».

Эти работы дополнены более традиционными предметами кабинетного размера «Русских типов» — жанровыми фигурками пастушков, детей на саночках, скомороха.  

Музей Фаберже, Санкт-Петербург
«Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+