18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многоликий Николай Чудотворец: как изображали почитаемого святого

Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка, посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, известного в народе как Николай Угодник, в иконах XIII–XX веков

Жития Святого Николая Мирликийского, известного также как Святитель Николай Чудотворец, а в русской народной традиции почитаемого как Николай Угодник, повествуют о его успешной помощи бедным девушкам (дабы не вверглись они в разврат), жертвам кораблекрушений и политических репрессий. Воздействовал Николай и словом, и делом: убеждением, авторитетом, деньгами и чудесами. Недаром Михаил Кузмин, написавший зимой 1919–1920 годов в голодающем и замерзающем Петрограде поэму о Николае, начал со слов о «раздробленной доле» и ее последующем преодолении с помощью святого угодника.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. Экспозиция, хотя и невелика, отражает многоликость выдающегося христианского подвижника. Во-первых, святого Николая почитатели наградили множеством прозвищ, отраженных иконографией: Барийский, Зарайский, Мирликийский, Можайский, Мокрый, Отвратный, Чудотворец… Во-вторых, демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха.

Например, икона Николая Отвратного (начало XIX века, Полесье) показывает старообрядческую разновидность культа святого. Разумеется, называли Николая Отвратным не потому, что он мерзкий, а потому, что отвращает несчастья. Старообрядцы писали оплечную фигуру святого, а взгляд его устремлен был куда-то в сторону. На ростовской иконе конца XV века Николай Можайский держит храм над бурными волнами, которые напоминают о многочисленных чудесах святого на морях. А фоном Николаю Зарайскому на иконе второй половины XVII века послужил сверкающий растительный орнамент.

Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Создавали древнерусские мастера и собственные сюжеты. На выставке есть икона конца XIV века киевской школы, происходящая из церкви Николы в Киевце (в окрестностях нынешней Остоженки селились выходцы из киевских и черниговских земель). На одном из клейм написано чудо о киевском младенце, который упал с подоконника в Днепр, но был спасен Чудотворцем. Традиционным сюжетом для иконописцев было посмертное приключение Чудотворца — перенесение мощей из турецких Мир Ликийских в итальянский Бари. Наиболее эффектное изображение среди выставленных создано было в 1847 году палехским мастером.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Представлены на выставке и групповые изображения — Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили.

Можно сожалеть лишь об известной ограниченности выставки. Не были перенесены из основной экспозиции ГТГ некоторые выдающиеся образцы иконографии Николая. Немало замечательных икон хранится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, в том числе новгородская икона середины XVI века с клеймом, где изображено одно из морских чудес Николая. К сожалению, объять необъятное не по силам даже чудотворцам — что же говорить о простых смертных! 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+