18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многоликий Николай Чудотворец: как изображали почитаемого святого

Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка, посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, известного в народе как Николай Угодник, в иконах XIII–XX веков

Жития Святого Николая Мирликийского, известного также как Святитель Николай Чудотворец, а в русской народной традиции почитаемого как Николай Угодник, повествуют о его успешной помощи бедным девушкам (дабы не вверглись они в разврат), жертвам кораблекрушений и политических репрессий. Воздействовал Николай и словом, и делом: убеждением, авторитетом, деньгами и чудесами. Недаром Михаил Кузмин, написавший зимой 1919–1920 годов в голодающем и замерзающем Петрограде поэму о Николае, начал со слов о «раздробленной доле» и ее последующем преодолении с помощью святого угодника.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. Экспозиция, хотя и невелика, отражает многоликость выдающегося христианского подвижника. Во-первых, святого Николая почитатели наградили множеством прозвищ, отраженных иконографией: Барийский, Зарайский, Мирликийский, Можайский, Мокрый, Отвратный, Чудотворец… Во-вторых, демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха.

Например, икона Николая Отвратного (начало XIX века, Полесье) показывает старообрядческую разновидность культа святого. Разумеется, называли Николая Отвратным не потому, что он мерзкий, а потому, что отвращает несчастья. Старообрядцы писали оплечную фигуру святого, а взгляд его устремлен был куда-то в сторону. На ростовской иконе конца XV века Николай Можайский держит храм над бурными волнами, которые напоминают о многочисленных чудесах святого на морях. А фоном Николаю Зарайскому на иконе второй половины XVII века послужил сверкающий растительный орнамент.

Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Создавали древнерусские мастера и собственные сюжеты. На выставке есть икона конца XIV века киевской школы, происходящая из церкви Николы в Киевце (в окрестностях нынешней Остоженки селились выходцы из киевских и черниговских земель). На одном из клейм написано чудо о киевском младенце, который упал с подоконника в Днепр, но был спасен Чудотворцем. Традиционным сюжетом для иконописцев было посмертное приключение Чудотворца — перенесение мощей из турецких Мир Ликийских в итальянский Бари. Наиболее эффектное изображение среди выставленных создано было в 1847 году палехским мастером.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Представлены на выставке и групповые изображения — Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили.

Можно сожалеть лишь об известной ограниченности выставки. Не были перенесены из основной экспозиции ГТГ некоторые выдающиеся образцы иконографии Николая. Немало замечательных икон хранится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, в том числе новгородская икона середины XVI века с клеймом, где изображено одно из морских чудес Николая. К сожалению, объять необъятное не по силам даже чудотворцам — что же говорить о простых смертных! 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+