18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многоликий Николай Чудотворец: как изображали почитаемого святого

Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка, посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, известного в народе как Николай Угодник, в иконах XIII–XX веков

Жития Святого Николая Мирликийского, известного также как Святитель Николай Чудотворец, а в русской народной традиции почитаемого как Николай Угодник, повествуют о его успешной помощи бедным девушкам (дабы не вверглись они в разврат), жертвам кораблекрушений и политических репрессий. Воздействовал Николай и словом, и делом: убеждением, авторитетом, деньгами и чудесами. Недаром Михаил Кузмин, написавший зимой 1919–1920 годов в голодающем и замерзающем Петрограде поэму о Николае, начал со слов о «раздробленной доле» и ее последующем преодолении с помощью святого угодника.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. Экспозиция, хотя и невелика, отражает многоликость выдающегося христианского подвижника. Во-первых, святого Николая почитатели наградили множеством прозвищ, отраженных иконографией: Барийский, Зарайский, Мирликийский, Можайский, Мокрый, Отвратный, Чудотворец… Во-вторых, демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха.

Например, икона Николая Отвратного (начало XIX века, Полесье) показывает старообрядческую разновидность культа святого. Разумеется, называли Николая Отвратным не потому, что он мерзкий, а потому, что отвращает несчастья. Старообрядцы писали оплечную фигуру святого, а взгляд его устремлен был куда-то в сторону. На ростовской иконе конца XV века Николай Можайский держит храм над бурными волнами, которые напоминают о многочисленных чудесах святого на морях. А фоном Николаю Зарайскому на иконе второй половины XVII века послужил сверкающий растительный орнамент.

Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Создавали древнерусские мастера и собственные сюжеты. На выставке есть икона конца XIV века киевской школы, происходящая из церкви Николы в Киевце (в окрестностях нынешней Остоженки селились выходцы из киевских и черниговских земель). На одном из клейм написано чудо о киевском младенце, который упал с подоконника в Днепр, но был спасен Чудотворцем. Традиционным сюжетом для иконописцев было посмертное приключение Чудотворца — перенесение мощей из турецких Мир Ликийских в итальянский Бари. Наиболее эффектное изображение среди выставленных создано было в 1847 году палехским мастером.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Представлены на выставке и групповые изображения — Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили.

Можно сожалеть лишь об известной ограниченности выставки. Не были перенесены из основной экспозиции ГТГ некоторые выдающиеся образцы иконографии Николая. Немало замечательных икон хранится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, в том числе новгородская икона середины XVI века с клеймом, где изображено одно из морских чудес Николая. К сожалению, объять необъятное не по силам даже чудотворцам — что же говорить о простых смертных! 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+