18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Оксфорд и Кембридж вернут в Нигерию бенинские бронзы

Медная голова, хранящаяся в Музее археологии и антропологии при Кембриджском университете. Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology
Медная голова, хранящаяся в Музее археологии и антропологии при Кембриджском университете.
Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology

Это крупнейшее соглашение о реституции незаконно вывезенных в Великобританию африканских артефактов. Впрочем, Комиссия по делам благотворительных организаций может наложить вето на изъятие объектов из Музея Ашмола и Музея археологии и антропологии

Оксфордский и Кембриджский университеты согласились вернуть на родину 213 бенинских бронзовых артефактов, тем самым сделав решительный шаг по пути британской реституции культурно-исторических ценностей этого африканского региона. Как сообщает Daily Telegraph, ранее в этом году Оксфорд и Кембридж получили от Национальной комиссии музеев и памятников Нигерии официальный запрос на возврат 97 объектов, находящихся в собраниях музеев Питта Риверса и Ашмола в Оксфорде, и 116 вещей из Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете.

Теперь запрос будет рассматривать государственная Комиссия по делам благотворительных организаций, которая до конца года должна решить, можно ли передать Нигерии юридическое право собственности (разрешение от комиссии требуется, поскольку музеи при университетах имеют статус благотворительных организаций).

В пресс-релизе Оксфордского университета говорится, что 20 июня его совет рассмотрел и согласился с требованием Нигерии вернуть 97 объектов, и добавляется, что теперь он «направляет дело в Комиссию по делам благотворительных организаций с рекомендацией передать законные права на объекты Национальной комиссии музеев и памятников Нигерии».

Латунный браслет из собрания Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете. Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology
Латунный браслет из собрания Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете.
Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology

Заседание совета Кембриджского университета состоялось 18 июля, он также выразил свое согласие с требованием Нигерии вернуть 116 объектов, «которые в настоящее время находятся в собрании Музея археологии и антропологии при университете и были вывезены британской армией из Бенин-Сити в 1897 году» (на самом деле термином «бенинские бронзы» называют не только бронзовые артефакты, но и изделия из меди и слоновой кости). «В музейном секторе по всему миру растет понимание, что полученные незаконным путем предметы необходимо вернуть в страны их происхождения», — поясняет директор Музея археологии и антропологии профессор Николас Томас.

При этом некоторые из вещей все-таки останутся в Кембридже. В пресс-релизе говорится, что Национальная комиссия музеев и памятников Нигерии «одобрила предложение заключить договор о передаче во временное пользование, благодаря которому артефакты смогут остаться в экспозиции Музея археологии и антропологии — разумеется, с указанием соответствующей информации о правах».

Ранее в этом году правительство Германии подписало меморандум о передаче Нигерии права собственности на более 1,1 тыс. произведений. Германия также пообещала оказать помощь в строительстве рядом с королевским дворцом в Бенин-Сити нового Музея западноафриканского искусства Эдо, в котором будут храниться бронзы.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+