18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Семен Файбисович сфокусировался на Москве: ретроспектива художника

Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Еврейский музей и центр толерантности представляет живопись и фотографии мастера фотореализма, созданные за последние 30 лет. Основой выставки стал живописный цикл «Ночной Разгуляй», посвященный известному московскому району

Работы Семена Файбисовича пользуются в Москве давней популярностью, их можно было встретить на разных столичных площадках и в 1990-х, и в ­2000-х, и в 2010-х. Популярности этой не отменил переезд художника на жительство в Тель-Авив в 2015 году: уже после того были и большая его ретроспектива в Третьяковской галерее (2019), и показ израильских работ в галерее «ГУМ-Red-Line» (2020). И вот новый проект — «Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.

Хотя произведения, здесь представленные, как раз не самые новые по времени. В основу выставки положен живописный цикл «Ночной Разгуляй», который был сделан еще в 2013–2016 годах (для его завершения Файбисович даже специально возвращался на несколько месяцев в Россию из Израиля). Эти вещи прежде нигде не демонстрировались — во всяком случае для цикла в целом тут премьерный показ. К «Разгуляю» прибавлены более ранние работы, в том числе несколько холстов позднесоветского времени, рубежа 1980–1990-х, а также фрагменты циклов 2000-х и начала 2010-х: «Камбэк», «Троллейбус», «Опять метро», «Мой двор». Из недавних включены лишь единичные работы израильского цикла «Новый мир». Если эту подборку и можно назвать ретроспективой, то выборочной. Как признается в пресс-релизе сам автор, «эта выставка про прощание с Москвой — той, что я любил, той, что всегда была моей музой, и которую я потерял».

Данила Булатов, куратор выставки и главный куратор Еврейского музея и центра толерантности, добавляет от себя: «Это еще и прощание художника с живописью. В силу разных причин, в том числе из-за ухудшившегося зрения, он больше не работает с красками и кистями. Работы, которые он делает сейчас в Израиле, в основном диджитальные по своей природе».

Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Файбисович — художник из московского нонконформистского круга. В ­1970-х, после окончания МАРХИ, он трудился в скучных проектных организациях, а свободное время посвящал искусству — сначала графике, потом и живописи. Участвовал в выставках, проходивших в залах Горкома графиков на Малой Грузинской улице, а с наступлением перестройки началась его международная карьера. Хотя был период — в середине 1990-х, когда Семен Файбисович напрочь отказался от визуального творчества, предпочтя писательскую стезю, но было и возвращение к живописи, причем вполне триумфальное.

Его картины, пусть даже очень по-разному сделанные в разные времена, принято относить к фотореализму. Такая классификация небезосновательна: источником всех сюжетов служила собственноручная съемка — когда-то на черно-белую пленку, потом на цветную «мыльницу», позже на камеру мобильного телефона. Правда, у Файбисовича никогда не было и нет стремления к иллюзорности, к предельному натуроподобию. В его живописных переложениях фотокадров всегда присутствует авторская интерпретация. Например, намеренное «ухудшение качества» и варьирование колоритов. Да и сам набор сюжетов заведомо не годится для портфолио фотографа-профессионала: тут много «случайного», «лишнего», «неформатного». Но почему-то оно вдруг переносится на большие холсты, становясь большим искусством.

Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

«Это рассказ об отношениях художника и города, — говорит Данила Булатов. — О фильтрах и об оптике, о смотрении. В центре нашего нарратива — именно город и его люди. Как правило, „маленькие люди“. Автор воспринимает себя в контексте и традициях критического реализма и действительно с ним соотносится». Будто бы бесхитростный летописец городской жизни, совершенно обыденной или даже маргинальной, Семен Файбисович ничего не сочиняет и не приукрашивает, однако в его работах происходит загадочное претворение безрадостного «вещества жизни» во что-то иное, требующее от зрителя мысли и чувства.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+