18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семен Файбисович сфокусировался на Москве: ретроспектива художника

Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Еврейский музей и центр толерантности представляет живопись и фотографии мастера фотореализма, созданные за последние 30 лет. Основой выставки стал живописный цикл «Ночной Разгуляй», посвященный известному московскому району

Работы Семена Файбисовича пользуются в Москве давней популярностью, их можно было встретить на разных столичных площадках и в 1990-х, и в ­2000-х, и в 2010-х. Популярности этой не отменил переезд художника на жительство в Тель-Авив в 2015 году: уже после того были и большая его ретроспектива в Третьяковской галерее (2019), и показ израильских работ в галерее «ГУМ-Red-Line» (2020). И вот новый проект — «Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.

Хотя произведения, здесь представленные, как раз не самые новые по времени. В основу выставки положен живописный цикл «Ночной Разгуляй», который был сделан еще в 2013–2016 годах (для его завершения Файбисович даже специально возвращался на несколько месяцев в Россию из Израиля). Эти вещи прежде нигде не демонстрировались — во всяком случае для цикла в целом тут премьерный показ. К «Разгуляю» прибавлены более ранние работы, в том числе несколько холстов позднесоветского времени, рубежа 1980–1990-х, а также фрагменты циклов 2000-х и начала 2010-х: «Камбэк», «Троллейбус», «Опять метро», «Мой двор». Из недавних включены лишь единичные работы израильского цикла «Новый мир». Если эту подборку и можно назвать ретроспективой, то выборочной. Как признается в пресс-релизе сам автор, «эта выставка про прощание с Москвой — той, что я любил, той, что всегда была моей музой, и которую я потерял».

Данила Булатов, куратор выставки и главный куратор Еврейского музея и центра толерантности, добавляет от себя: «Это еще и прощание художника с живописью. В силу разных причин, в том числе из-за ухудшившегося зрения, он больше не работает с красками и кистями. Работы, которые он делает сейчас в Израиле, в основном диджитальные по своей природе».

Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Файбисович — художник из московского нонконформистского круга. В ­1970-х, после окончания МАРХИ, он трудился в скучных проектных организациях, а свободное время посвящал искусству — сначала графике, потом и живописи. Участвовал в выставках, проходивших в залах Горкома графиков на Малой Грузинской улице, а с наступлением перестройки началась его международная карьера. Хотя был период — в середине 1990-х, когда Семен Файбисович напрочь отказался от визуального творчества, предпочтя писательскую стезю, но было и возвращение к живописи, причем вполне триумфальное.

Его картины, пусть даже очень по-разному сделанные в разные времена, принято относить к фотореализму. Такая классификация небезосновательна: источником всех сюжетов служила собственноручная съемка — когда-то на черно-белую пленку, потом на цветную «мыльницу», позже на камеру мобильного телефона. Правда, у Файбисовича никогда не было и нет стремления к иллюзорности, к предельному натуроподобию. В его живописных переложениях фотокадров всегда присутствует авторская интерпретация. Например, намеренное «ухудшение качества» и варьирование колоритов. Да и сам набор сюжетов заведомо не годится для портфолио фотографа-профессионала: тут много «случайного», «лишнего», «неформатного». Но почему-то оно вдруг переносится на большие холсты, становясь большим искусством.

Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

«Это рассказ об отношениях художника и города, — говорит Данила Булатов. — О фильтрах и об оптике, о смотрении. В центре нашего нарратива — именно город и его люди. Как правило, „маленькие люди“. Автор воспринимает себя в контексте и традициях критического реализма и действительно с ним соотносится». Будто бы бесхитростный летописец городской жизни, совершенно обыденной или даже маргинальной, Семен Файбисович ничего не сочиняет и не приукрашивает, однако в его работах происходит загадочное претворение безрадостного «вещества жизни» во что-то иное, требующее от зрителя мысли и чувства.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+