18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От импрессионистов до Матисса и Пикассо: выбор Щукина, версия Эрмитажа

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Последняя попытка временно реконструировать коллекцию Сергея Щукина предпринята в Петербурге

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в петербургском Манеже Малого Эрмитажа кардинально отличается от уже показанных ранее экспозиций в парижском Фонде Louis Vuitton (2017) и в Пушкинском музее в Москве (2019). Куратор французской выставки Анна Бальдассари показала, помимо ударных хитов собрания, и то, с чего Щукин начинал коллекционировать, а также дополнила экспозицию произведениями русского авангарда — которого могло и не случиться, если бы в Москве не появилась столь радикальная коллекция передового французского искусства, к тому же доступная для публики (к Щукину можно было записаться на экскурсию посмотреть собрание). Московская версия выставки рассказывала о коллекции Сергея Щукина в сопоставлении с собраниями его братьев Дмитрия, Ивана и Петра, а также останавливалась на обстоятельствах дальнейшей национализации, а потом и раздела произведений искусства между Москвой и Ленинградом.

Нынешний, завершающий трилогию, проект в Эрмитаже предельно лаконичен и построен на довольно простом приеме организации экспозиции — реконструкции, оттого и ценен.

Здесь представлены только произведения из коллекции западного искусства Сергея Щукина, а схема расположения экспонатов — пусть и условно — напоминает развеску в московском особняке коллекционера. Опять же, все это с оговорками. Во-первых, пространство эрмитажного Манежа с его высокими сводами максимально не похоже на купеческий особняк с небольшими залами, лепниной и каминами. Во-вторых, цвет стен часто кардинально отличается от той гаммы, которая была у Щукина (обои из тисненной кожи, фисташковые стены и розовые плафоны, вишневые ковры — всего этого на выставке, разумеется, нет). В-третьих, картины в Манеже развешаны непривычно плотно по меркам современного экспозиционного дизайна, но все-таки очень просторно, даже вольготно, по сравнению с тем, как они жались друг к другу — поверх лепнины, десюдепортов и каминов — в доме Щукина. Наконец, некоторые работы заменены фотографиями в натуральную величину, но подчеркнуто черно-белыми. Они висят на местах, определенных им когда-то коллекционером, взамен подлинников, оставшихся в родных музейных стенах. Подозревать здесь злой умысел, вспоминая о том, как произвольно разделенные когда-то по государственной воле между Эрмитажем и Пушкинским коллекции Щукина и Морозова чуть не поссорили два великих музея, не стоит. В Манеж Малого Эрмитажа не отпустили из-за их хрупкости не только виды руанского собора Клода Моне из ГМИИ, но и, например, «Двух сестер» Пабло Пикассо из расположенного напротив Главного штаба самого Эрмитажа.

И все-таки эффект от выставки ошеломительный.

Не только потому, что в одном месте и столь концентрированно представлены шедевры, мировая классика ХХ века: 30 работ Анри Матисса, 40 картин Пабло Пикассо, почти в точности воспроизведенный «иконостас» Поля Гогена, а также с детства знакомые, хрестоматийные вещи Клода Моне, Поля Сезанна и Винсента ван Гога. Всего удалось собрать вместе 150 произведений из щукинской коллекции, по всей видимости — как бы драматично это ни звучало — в последний раз, так как состояние сохранности многих экспонатов едва ли позволит когда-либо еще повторить этот эксперимент. Большинство работ и так давно «невыездные», исключение было сделано лишь для Фонда Louis Vuitton, основатель которого Бернар Арно лично содействовал тому, чтобы произведения искусства из коллекции Щукина и Морозова на время были объединены, и участвовал в переговорах с российскими музейщиками.

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Слова «реконструкция» или «воссоздание» действительно очень точно подходят к петербургской итерации щукинской выставки. В 1914 году экспозиция в залах особняка на Знаменке была скрупулезно отснята фотографом Павлом Орловым, был подготовлен подробный каталог с описаниями, к этому моменту было завершено и формирование коллекции — дальнейшему пополнению помешали сперва Первая мировая война, а затем революция. Именно на основании архивных фотографий, запечатлевших развеску в особняке коллекционера, кураторы нынешней экспозиции — заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин и научный сотрудник того же отдела Ольга Леонтьева — выстроили план выставки. Он, кстати, схематично представлен прямо при входе, рядом с планом особняка Щукина, и там уже видно, что основные элементы — Музыкальный салон, Розовую гостиную, Большую столовую, комнату Пикассо и кабинет Сезанна — кураторы постарались повторить, пусть и нарушив последовательность залов. Судить, насколько достоверной получилась реконструкция в Эрмитаже, можно, сравнив экспозицию с помещенными здесь же увеличенными репродукциями оригинальных фотографий соответствующих помещений, а также слайд-шоу, где картины на черно-белых фото даже раскрашены.

Важный факт, объясняющий, почему та самая развеска в особняке Щукина имеет особое значение: это не просто прихоть владельца, хотя и тут ход мыслей коллекционера с его знаменитым чутьем на искусство будущего, был бы интересен, — в 1911 году по приглашению Щукина в Москву приезжал Матисс и сам занимался развеской картин в доме.

Самое смелое и эффектное экспозиционное решение Щукина — Матисса — знаменитые панно «Танец» и «Музыка», написанные для большой лестницы особняка, — не было запечатлено на фото и трудно поддается воссозданию. На эрмитажной выставке монументальные полотна заняли центральное место и видны почти из любой точки экспозиции, но, конечно же, расположены совсем не так, как их когда-то видел сам Щукин, его семья и их гости.

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Открывается выставка пространством, воспроизводящим экспозицию Музыкального салона, где представлены импрессионисты: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, менее известные Морис Лобр и Шарль Герен, а также намечающий будущие художественные потрясения «Букет» Поля Сезанна. Это однозначно самый традиционный раздел выставки и, соответственно, зал щукинской экспозиции. Строго напротив — Розовая гостиная, центральное помещение особняка, оформлением которого занимался лично Матисс. С двух сторон на зрителей смотрят марокканцы Зора и Амид, в центре — «Натюрморт с восточным ковром», «Золотые рыбки» и другие матиссовские работы, бьющие наотмашь мощными цветовыми контрастами. Каждый следующий зал радикальнее предыдущего даже для сегодняшнего зрителя, а что чувствовали современники Щукина, остается только догадываться. Вслед за Розовой гостиной Матисса — зал Гогена и Большая столовая со знаменитым «иконостасом». Наискосок от гостиной — комната Пабло Пикассо, где живопись «голубого» и «розового» периодов перемежается кубизмом в его же исполнении, а также Жоржа Брака и примитивистскими картинами Анри Руссо. В центре ее выставлены африканские статуэтки, которые Щукин тоже приобретал, четко уловив силу их воздействия на становление стиля гениального испанца. Как и в особняке на Знаменке, полотна Пикассо заключены в одно из самых скромных по размеру помещений, где картины были развешаны иногда в три ряда, и такая концентрация модернистского искусства почти шокирует. Название следующей комнаты, кабинет Сезанна, напротив, условно: тут не только работы «отшельника из Экса», но и произведения Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Андре Дерена и Анри Руссо. У Щукина это помещение играло роль запасника, но, по утверждению кураторов, своя логика существует и в этой развеске, ведь «коллекционер не мог не ощущать глубинную связь искусства Дерена и Руссо с живописью Сезанна, их великого предшественника».

Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Покидая выставку, стоит задержаться у слайд-шоу, где наряду с уже знакомыми фотографиями залов особняка на Знаменке демонстрируются кадры из семейного архива: фотопортреты родителей коллекционера, его братьев, общее фото с детьми, Щукин с семьей в Венеции, они с женой на слонах путешествуют по Индии, запечатлены на верблюдах на фоне пирамид. Кадры красивой жизни Belle Époque, где семейные драмы надежно замаскированы атрибутами успеха и роскоши и, кажется, ничто не выдает в этом скромном господине самого прозорливого ценителя нового искусства. Остается только гадать, как ему удалось почувствовать, каким будет искусство будущего.

Манеж Малого Эрмитажа
«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+