18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы

Александр Пономарев. «Нарцисс». 2006. Видеоинсталляция. Фото: Архив художника
Александр Пономарев. «Нарцисс». 2006. Видеоинсталляция.
Фото: Архив художника
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. На ней можно увидеть его проекты за три десятилетия

Александр Пономарев — художник невероятной организаторской мощи. Если бы он, профессиональный моряк по первому образованию, решил в середине 1980-х заняться, к примеру, полетами на Марс или лечением онкологических заболеваний, то сегодня болезнь была бы побеждена, а планета колонизирована. Но Александр занялся современным искусством и на этой ниве совершил столько подвигов, сколько простым людям хватило бы на десять жизней. Он на 20 минут убирал с земли и с навигационных карт остров в Баренцевом море (акция «Майя. Потерянный остров», 2000), изображал гальюнную скульптуру на носу идущего под парами корабля, причем дело было в Арктике (акция «Баффинова фигура», теплоход «Академик Йоффе», море Баффина, 2006).

Александр Пономарев. «Какая глубина? Где дно?». 2005. Фото: Архив художника
Александр Пономарев. «Какая глубина? Где дно?». 2005.
Фото: Архив художника

На 53-й Биеннале современного искусства в Венеции Пономарев организовал всплытие разукрашенной подводной лодки в Гранд-канале (проект Subtiziano, 2009). Акция с лодкой является его визитной карточкой: разно­цветные субмарины всплывали в Москве-реке напротив храма Христа Спасителя и в Париже в пруду сада Тюильри. Пономарев придумал и провел I Антарктическую биеннале (2017), собрав на затею порядка €4 млн (главным донатором стала Лаборатория Касперского), после чего за художником закрепилась слава гениального фандрайзера. Из свежих достижений — установка динамического объекта «Уроборос» (2021) на плато Гиза в Египте, на фоне древних пирамид.

Александр Пономарев. Фрагмент инсталляции «Икар», установленной во дворе Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Александр Пономарев. Фрагмент инсталляции «Икар», установленной во дворе Музея Москвы.
Фото: Музей Москвы

Применительно к его искусству главными являются вопросы «где?» и «как?». Для Пономарева не существует границ, он выбирает часто труднодостижимые локации, где никогда не было современного, да и вообще никакого, искусства — там и нога человека ступает довольно редко. Победа арта над географией и климатом — это то, с чем художник войдет (уже вошел!) в отечественную и мировую историю. В 2008-м правительство Франции удостоило его звания офицера ордена Искусств и литературы, в 2014-м журнал Foreign Policy назвал его «глобальным мыслителем».

Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы. Фото: Музей Москвы
Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Приуроченная к 65-летию мастера выставка в Музее Москвы объединила основные проекты за последние 30 лет. Помимо прочего, на ней можно увидеть акции «Ветрувианский человек» (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2015), где художник позировал в гигантском сачке — ветроуказателе, и инсталляцию «Вертикаль» (2007) — перископ высотой 40 м, который был установлен в церкви больницы Сальпетриер в Париже. Впрочем, экспозиция лишь отчасти передает пономаревский размах.

Предисловие к выставке написал легендарный американский искусствовед Джон Боулт, исследователь русского авангарда и создатель Института современной русской культуры (Institute of Modern Russian Culture, IMRC) при Университете Южной Калифорнии. Он называет Пономарева «художником милостью Божьей и адмиралом непотопляемой флотилии искусства».

Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы. Фото: Музей Москвы
Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Представленные на выставке поэтические опусы весьма романтичны. Вот пример:

Оставь свой страх,
Сомнения, леность
И, как старуха на метле,
Мешай любую
Турбулентность
В смертельной
Скрученной петле.

Во дворе Музея Москвы разместился трехтонный арт-объект «Икар» из металла и бетона, неуловимо напоминающий фантастические механизмы японского аниматора Хаяо Миядзаки. Что еще раз подверждает: мир един, а художники — отдельная общность.  

Музей Москвы
«Александр Пономарев. Без берегов»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+