18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы

Александр Пономарев. «Нарцисс». 2006. Видеоинсталляция. Фото: Архив художника
Александр Пономарев. «Нарцисс». 2006. Видеоинсталляция.
Фото: Архив художника
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. На ней можно увидеть его проекты за три десятилетия

Александр Пономарев — художник невероятной организаторской мощи. Если бы он, профессиональный моряк по первому образованию, решил в середине 1980-х заняться, к примеру, полетами на Марс или лечением онкологических заболеваний, то сегодня болезнь была бы побеждена, а планета колонизирована. Но Александр занялся современным искусством и на этой ниве совершил столько подвигов, сколько простым людям хватило бы на десять жизней. Он на 20 минут убирал с земли и с навигационных карт остров в Баренцевом море (акция «Майя. Потерянный остров», 2000), изображал гальюнную скульптуру на носу идущего под парами корабля, причем дело было в Арктике (акция «Баффинова фигура», теплоход «Академик Йоффе», море Баффина, 2006).

Александр Пономарев. «Какая глубина? Где дно?». 2005. Фото: Архив художника
Александр Пономарев. «Какая глубина? Где дно?». 2005.
Фото: Архив художника

На 53-й Биеннале современного искусства в Венеции Пономарев организовал всплытие разукрашенной подводной лодки в Гранд-канале (проект Subtiziano, 2009). Акция с лодкой является его визитной карточкой: разно­цветные субмарины всплывали в Москве-реке напротив храма Христа Спасителя и в Париже в пруду сада Тюильри. Пономарев придумал и провел I Антарктическую биеннале (2017), собрав на затею порядка €4 млн (главным донатором стала Лаборатория Касперского), после чего за художником закрепилась слава гениального фандрайзера. Из свежих достижений — установка динамического объекта «Уроборос» (2021) на плато Гиза в Египте, на фоне древних пирамид.

Александр Пономарев. Фрагмент инсталляции «Икар», установленной во дворе Музея Москвы. Фото: Музей Москвы
Александр Пономарев. Фрагмент инсталляции «Икар», установленной во дворе Музея Москвы.
Фото: Музей Москвы

Применительно к его искусству главными являются вопросы «где?» и «как?». Для Пономарева не существует границ, он выбирает часто труднодостижимые локации, где никогда не было современного, да и вообще никакого, искусства — там и нога человека ступает довольно редко. Победа арта над географией и климатом — это то, с чем художник войдет (уже вошел!) в отечественную и мировую историю. В 2008-м правительство Франции удостоило его звания офицера ордена Искусств и литературы, в 2014-м журнал Foreign Policy назвал его «глобальным мыслителем».

Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы. Фото: Музей Москвы
Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Приуроченная к 65-летию мастера выставка в Музее Москвы объединила основные проекты за последние 30 лет. Помимо прочего, на ней можно увидеть акции «Ветрувианский человек» (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2015), где художник позировал в гигантском сачке — ветроуказателе, и инсталляцию «Вертикаль» (2007) — перископ высотой 40 м, который был установлен в церкви больницы Сальпетриер в Париже. Впрочем, экспозиция лишь отчасти передает пономаревский размах.

Предисловие к выставке написал легендарный американский искусствовед Джон Боулт, исследователь русского авангарда и создатель Института современной русской культуры (Institute of Modern Russian Culture, IMRC) при Университете Южной Калифорнии. Он называет Пономарева «художником милостью Божьей и адмиралом непотопляемой флотилии искусства».

Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы. Фото: Музей Москвы
Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Представленные на выставке поэтические опусы весьма романтичны. Вот пример:

Оставь свой страх,
Сомнения, леность
И, как старуха на метле,
Мешай любую
Турбулентность
В смертельной
Скрученной петле.

Во дворе Музея Москвы разместился трехтонный арт-объект «Икар» из металла и бетона, неуловимо напоминающий фантастические механизмы японского аниматора Хаяо Миядзаки. Что еще раз подверждает: мир един, а художники — отдельная общность.  

Музей Москвы
«Александр Пономарев. Без берегов»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+