18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Полный «лумбунг» на Documenta 15

Основной площадкой Documenta стал Музей Фридерицианум. Фото: Documenta
Основной площадкой Documenta стал Музей Фридерицианум.
Фото: Documenta

Международная выставка сделала ставку на коллективное творчество

Кураторами Documenta 15 — одного из самых авторитетных смотров современного искусства, который проходит раз в пять лет в немецком Касселе, — была назначена индонезийская арт-группа Ruangrupa. Этот выбор предопределил основные темы выставки, которая заняла 32 городские площадки и будет открыта до 25 сентября.

Кураторы выбрали ключевым словом выставки «лумбунг», означающее коллективное рисохранилище в Индонезии, куда жители приносят излишки риса для общего пользования. Поэтому вместо персональных выставок и произведений на Documenta 15 показывают работы художественных коллективов и инициатив, созданных в общей сложности полутора тысячами художников из развивающихся стран — от Колумбии до Новой Зеландии. В результате искусство, представленное на Documenta 15, умышленно не зрелищное, так как оно в первую очередь призвано быть хранилищем идей, пространством для совместного времяпрепровождения, обсуждения проблем и поиска решений.

Команда Documenta на пресс-конференции. Кураторами была назначена индонезийская арт-группа Ruangrupa. Фото: Nicolas Wefers
Команда Documenta на пресс-конференции. Кураторами была назначена индонезийская арт-группа Ruangrupa.
Фото: Nicolas Wefers

Однако создать атмосферу благостного единения организаторам удалось не сразу: открытию выставки сопутствовал скандал, связанный с произведением соотечественников кураторов — коллектива Taring Padi (в переводе «рисовые клыки»), работающего в жанре политической агитации. В самом центре Касселя, на поле перед основными площадками Documenta 15, они развернули гигантский баннер, который являлся фоном для сотни «ваянг карду» — карикатурных фигур диктаторов, олигархов, коррупционеров и генералов, которые можно было бы использовать на демонстрациях, как во времена студенчества художников, когда они принимали активное участие в политической жизни Индонезии. Рассматривать фигуры было настолько увлекательно, что только на второй день зрители обратили внимание на сам баннер под названием «Народное правосудие», на котором среди образов коррумпированной администрации в виде собаки и крысы можно было заметить откровенно антисемитские образы солдат со свиными головами в шлемах с надписью «Моссад» (израильская разведка). Еще на этапе подготовки выставки Ruangrupa заподозрили в том, что, пригласив палестинских художников, они потворствуют радикальным активистам и поддерживают культурный бойкот Израиля. Справедливости ради надо сказать, что на Documenta 15 действительно нет ни одного израильского художника, а в один из первых дней в центре города развернулся антиизраильский митинг. Не прошло и недели со дня открытия выставки, как скандальный баннер сначала завесили черным полотном, а потом и вовсе демонтировали. Государственные деятели и администрация Documenta сделали заявления о недопустимости подобных высказываний, но скандал не утихает.

Фрагмент экспозиции в Музее Фридерицианум. Фото: Frank Sperling
Фрагмент экспозиции в Музее Фридерицианум.
Фото: Frank Sperling

Выставка в основном здании Documenta, Фридерициануме, начинается с колоннады, расписанной румынским художником Даном Пержовски. Это, пожалуй, единственное исключение из правила об участии в Documenta 15 только художественных коллективов, однако, по мнению кураторов, ироничные месседжи художника полностью соответствуют ценностям «лумбунг»: щедрости, независимости и юмору, а сам Пержовски отмечает, что «его художественная практика индивидуальна, но она для коллективного блага». Внутри Фридерицианума можно увидеть традиционную стену с логотипами спонсоров проекта, нарисованными художником в ироничном, даже карикатурном ключе, что является действительно прекрасным примером институциональной критики.

В подвальном этаже Фридерицианума представлены работы 18 художниц из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, объединенных Саодат Исмаиловой, узбекской видеохудожницей, создательницей фильмов и участницей основного проекта Венецианской биеннале этого года, в коллектив DAVRA. Концепция проекта предполагает 40-дневную публичную программу, состоящую из просмотров фильмов, совместных сессий по приготовлению еды, чтения текстов, танцев, а также перформансов, музыкальных выступлений и детской программы.

Единственная художница из России на Documenta 15 Виктория Ломаско ведет «графические репортажи» с разных площадок фестиваля. В итоге должно получиться самостоятельное издание в рамках большой издательской программы выставки.

Фрагмент экспозиции Documenta. Фото: Frank Sperling
Фрагмент экспозиции Documenta.
Фото: Frank Sperling

Самым ярким впечатлением от основного проекта стали короткометражные фильмы группы Sada (Ирак). Пятеро бывших учеников одноименной международной школы кино, которая существовала в 2010–2015 годах, уже давно уехали из Ирака от религиозной и политической цензуры, но специально для Documenta 15 собрались снова и сделали серию видео про выживание и попытки художественного самовыражения во время войны.

Представленное в Касселе искусство часто делается вопреки всем внешним условиям, поэтому здесь можно встретить вдохновляющие примеры художественных практик. Например, часть гигантского зала Documenta Halle занял «Вакаливуд» (Wakaliga Uganda) — любительская киностудия из Уганды. Создатель студии Набвана решил снимать кино, вместо того чтобы, как все его соседи, лепить кирпичи из глины и травы. В итоге его любительские фильмы с бюджетом $200, снятые в самодельных картонных декорациях и похожие на артхаусные пародии на боевики, вовлекают все больше местных жителей, развивают туризм и даже получают призы на международных кинофестивалях. Другой пример, снискавший симпатии профессионалов в дни превью, — тотальная инсталляция арт-группы из Гаити Atis Rezistans c «Гетто-биеннале» в церкви Святой Кунигунды. Макабрические скульптуры — микс гаитянской поп-культуры и религии вуду — из переработанных материалов и найденных объектов и огромная композиция под потолком церкви, которая отражает геометрию и какофонию улиц жилого района в Порт-о-Пренсе, складываются в единую инсталляцию и создают театральное пространство для проходящих здесь перформансов.

Фрагмент экспозиции Documenta. Фото: Nicolas Wefers
Фрагмент экспозиции Documenta.
Фото: Nicolas Wefers

Передвигаясь от площадки к площадке, от мучительного поиска решения социальных проблем одного сообщества к другому, становясь участником сложных дискуссий и простых тусовок, лучше понимаешь кураторскую идею о том, что искусство необходимо в первую очередь для выживания и объединения людей, а не для поощрения эго художника и коллекционера. Именно поэтому заметна огромная разница между репортажами с открывшейся в те же дни, что и Documenta 15, важнейшей ярмарки современного искусства Art Basel, где рекорды продаж отмечаются на закрытых вечеринках. Полторы тысячи художников из стран третьего мира получили в Касселе шанс быть замеченными, так же как любой прохожий мог быть услышанным, спев в караоке на большой сцене на главной площади города в честь открытия Documenta 15.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+