18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бесконечный спектр: от зримого до умопостигаемого

Нисимура Ёхей. Kojien. 2021. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нисимура Ёхей. Kojien. 2021.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Увидеть глазами произведение искусства дано не всем — как, впрочем, и понять, прочувствовать, интерпретировать. О тонких связях и непривычных практиках, возникающих в этой сфере, рассказывает новая книга, выпущенная ГМИИ имени А.С.Пушкина

Книга «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» была подготовлена к одноименной выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Она планировалась в марте, была отложена, но должна скоро открыться в новой версии. Помимо работ из коллекции самого музея, предполагалось показать произведения из иностранных собраний. В любом случае издание-каталог, снабженное множеством иллюстраций, имеет и самостоятельную ценность. Сам жанр этой книги и проекта в целом, «в центре которого образ незрячего человека в культуре разных эпох», как аттестовали его авторы, довольно экзотичен, на стыке разных дисциплин — от антропологии до философии и истории искусства.

Одним из кураторов проекта и составителем книги, как и автором пространной ввод­ной статьи, стала Евгения Киселева-Аффлербах, занимающаяся в музее инклюзивными программами. Отправной точкой всей истории послужил опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей музея, но в результате идея разрослась до поистине мировых масштабов, и в книге представлен целый компендиум разнообразнейших сюжетов и тем.

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие / Сост. Е. Киселева-Аффлербах / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2022. 232 с.: ил.
Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие / Сост. Е. Киселева-Аффлербах / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2022. 232 с.: ил.

Это и изображение слепцов в искусстве, и история оптических приборов, которые использовали художники (статья «От стекол Клода к идеальному пейзажу Клода Лоррена» Анны Сулимовой), и идея «лишнего» глаза и внутреннего видения в буддизме, и практиковавшееся дадаистами и сюрреалистами, а также их последователями автоматическое письмо и всякого рода рисование вслепую, и, наконец, это философские и метафорические осмысления зримого и незримого.

Всего таких глав-сюжетов в книге 18 (включая вступление и послесловие), и это, перефразируя Пушкина, весьма пестрое собранье, что подчеркнуто и дизайном. Часть сюжетов удостоилась черной бумаги, часть — голубой, две статьи — про творчество современного японского художника Нисимуры Ёхея и «Ольфакторное искусство. Обоняние как медиа» — нужно читать, перевернув книгу, а предполагавшейся «приглашенной звезде» выставки — исландцу Олафуру Элиассону — и двум его инсталляциям на тему глаза посвящена отдельная вклейка-альбом. Фрагмент одной из инсталляций попал на обложку книги.

Цукиока Ёситоси. «Четыре струны луны. Сэмимару». Из серии «Сто ликов луны». 1891. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Цукиока Ёситоси. «Четыре струны луны. Сэмимару». Из серии «Сто ликов луны». 1891.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Среди авторов «Котла алхимика» — и сотрудники Пушкинского музея, специализирующиеся на той или иной эпохе (Александра Данилова, Айнура Юсупова и другие), и приглашенные критики (например, Борис Клюшников написал эссе «Всесильное видение, или Хрупкие шарниры головы. От оптичности к нейровзгляду»). А также мыслители с мировыми именами, чьи тексты оказались созвучны идее проекта. Так, приводятся фрагменты из книги австрийского теоретика искусства Ханса Зедльмайра «Питер Брейгель. Низвержение слепых», отрывок из «Мемуаров слепого» французского философа Жака Деррида, и даже страница из «Неведомого шедевра» Оноре де Бальзака, сопровождающая рассказ коллекционера «книги художника» Бориса Фридмана о том, как его иллюстрировал Пабло Пикассо. Признаться, уследить за ходом мысли составителя каталога бывает нелегко. Не успеет читатель осознать разницу между оптическим и гаптическим зрением, прочувствовать теорию «расширенного видения» Михаила Матюшина, буквально предлагавшего смотреть затылком, как его уже погружают в тонкости йогической медитации или вовлекают в сложные иерархии профсоюза слепых в средневековой Японии (увлекательный очерк Айнуры Юсуповой «Слепые сказители, музыканты, массажисты, ростовщики и ученые-энциклопедисты Японии»).

Понятно, что подобная широта отчасти диктовалась желанием использовать возможности универсальной коллекции ГМИИ, где можно обнаружить подходящие к теме экспонаты в разных разделах, будь то немецкие витражи XVI века, слепок XVIII века с редкой камеи с изображением глаза, изготовленный англичанином Джеймсом Тасси, китайские статуэтки богини Белой Тары XIX века или модернистские рисунки Ханса Арпа (предполагалось, что на выставке будут показаны работы нескольких десятков художников, и часть из этих экспонатов воспроизведена в книге). В то же время и сама постановка проблемы настолько всеобъемлющая, что трудно представить себе произведение искусства, которое не подошло бы к теме зрения и силе воображения, иногда способного его заменить.

Рембрандт. «Слепой Товит». Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Рембрандт. «Слепой Товит». Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В результате читатель оказывается в роли тех самых слепцов из известной притчи, которые щупают слона (этот сюжет, конечно, тоже попал в «Котел алхимика»), получив массу увлекательных историй, описывающих с разных сторон нечто глобальное. И в том, что читателю предоставляется труд самому сложить эти фрагменты в единую и стройную картину, есть своя справедливость: хотя бы так мы почувствуем всю сложность обозначенной книгой проблемы. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+