18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

BRAFA проходит на новом месте

После вынужденного перерыва в 2021 году из-за пандемии коронавируса ярмарка вернулась со 115 участниками. Фото: BRAFA
После вынужденного перерыва в 2021 году из-за пандемии коронавируса ярмарка вернулась со 115 участниками.
Фото: BRAFA

Брюссельская ярмарка искусства конкурирует за галеристов и коллекционеров с Art Basel и TEFAF, которые в этом году проводятся практически одновременно

В Брюсселе открылась и до 26 июня будет проходить ярмарка BRAFA. В этом году у ярмарки два заметных сразу изменения: вместо зимы она проходит летом и в новом месте, историческом выставочном комплексе Brussels Expo, расположенном чуть дальше от центра, зато более просторном.

«Что касается местоположения этой площадки, то она находится неподалеку от аэропорта и совсем рядом со станцией метро, напрямую соединенной с Южным вокзалом Брюсселя», — рассказывает президент BRAFA Харольд т’Кинт де Роденбеке.

После вынужденного перерыва в 2021 году из-за пандемии коронавируса ярмарка вернулась со 115 участниками, 40% которых — бельгийцы. Около полутора десятков дилеров решили взять паузу в этом году. Многие выдающиеся антиквары из числа завсегдатаев бельгийской ярмарки в этом году пропускают ее ради участия в TEFAF Maastricht, которая открывается ровно на неделю позже, 24 июня. Коллекционерам тоже пришлось делать непростой выбор. «У кого-то в июне свадьба, другие все еще в Базеле после Art Basel, третьи боятся жары», — заметил один из участников. Популярный Instagram-аккаунт Jerry Gogosian недавно выложил мем, изображающий американского коллекционера в аэропорту с кучей чемоданов, на которых написано „Art Basel“, „BRAFA“ и „TEFAF“, — три мероприятия, обычно разнесенные по календарю, в этом году проводятся близко друг к другу. «Мы не питаем иллюзий: в этот раз мы увидимся с нашими зарубежными клиентами на своем стенде на TEFAF, — говорит Лаура де Йонкхере. — По счастью, здесь есть собственный крепкий костяк коллекционеров».

Несмотря на такое постпандемийное наложение дат проведения ярмарок, большинство дилеров решили не пропускать возвращение BRAFA и привезли подборки, сочетающие дорогие произведения с более доступными работами, чтобы предложить посетителям вещи на любой вкус и кошелек. Ярмарка объединяет два десятка областей: от древнего исламского искусства (галерея Kevorkian) до комиксов (галерея Huberty & Breyne) через анималистическую скульптуру (Xavier Eeckhout), искусство Африки (Didier Claes и Serge Schoffel из Брюсселя, Montagut из Барселоны, Dalton Somaré из Милана и другие), Азии и Индии (Christophe Hioco) и дизайн (Robertaebasta). Французы, несмотря на отсутствие некоторых завсегдатаев, в том числе галереи Steinitz, по-прежнему представлены очень широко: от Mathivet и Brame & Lorenceau до Galerie des Modernes. Галерея Kraemer вернулась с большим стендом, созданным совместно с Ars Belga и объединившим мебель XVIII века и современное искусство.

Нынешняя ярмарка проходит в историческом выставочном комплексе Brussels Expo. Фото: BRAFA
Нынешняя ярмарка проходит в историческом выставочном комплексе Brussels Expo.
Фото: BRAFA

В числе заслуживающих особого внимания вещей Харольд т’Кинт де Роденбеке называет рисунки Бальтюса и Ле Корбюзье, а также зеленую композицию Оливье Дебре за несколько десятков миллионов евро, которая вызвала живой интерес со стороны сразу нескольких ценителей его творчества. На том же стенде выставлен очаровательный натюрморт с вишнями Фантен-Латура 1881 года за €87 тыс., а также «Наполеон» Джеймса Энсора 1915 года. Galleria del Laocoonte предлагает за €100 тыс. четыре эскиза сюрреалиста Фабрицио Клеричи, который был близок к Леонор Фини, созданные в 1963 году для постановки балета «Творения Прометея», а галерея Rueb продает за €5 тыс. работы 1930-х годов бельгийского художника Жоржа Робера, сделанные в технике декалькомании.

Рядом с комодом в стиле ар-деко от дизайнерского бюро DIM (Décoration Intérieure Moderne) галерея Mathivet выставляет лампу-факел Альберто Джакометти и Tortue Topiaire II Франсуа-Ксавье Лаланна. Benjamin Proust Fine Art привезла «Спокойствие» (1917) — мраморный бюст польского скульптора Эли Надельмана (чьи работы есть в собрании МоМА), раньше принадлежавший Карлу Лагерфельду. На распродаже собрания кутюрье в 2021 году Sotheby’s ошибочно атрибутировал работу как анонимное произведение французской школы и выставил его с эстимейтом €5–8 тыс. Дилер идентифицировал скульптуру и теперь просит за нее впечатляющие €375 тыс. Die Galerie предлагает Les Jeunes et les jeux twistent (1964) Макса Эрнста за € 1,3 млн евро, а галерея De Jonckheere продает одну из самых дорогих работ на BRAFA этого года — «Майское дерево» Питера Брейгеля Младшего (€4 млн), существующую всего в четырех вариантах. «Общий уровень чуть ли не выше, чем до пандемии», — говорит один из посетителей.

Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA. Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA
Стенды на ярмарке BRAFA.
Фото: BRAFA

Тем не менее в отсутствие дилеров, перехваченных в этом году TEFAF Maastricht, и с уменьшением числа антикваров ярмарка, хоть и остается эклектичной, все больше уходит в сторону модернизма и даже современного искусства.

На самом деле эта тенденция была заметна еще в предыдущие годы и теперь лишь усилилась. В числе новых участников — люксембургская галерея Zidoun-Bossuyt с американской художницей Саммер Уит и ее соседи Nosbaum Reding, не так давно открывшие филиал в Брюсселе. Последние представляют в числе прочих Бартелеми Того, Тони Крегга и Дэмиена Дерубе. Галерист Алекс Рединг говорит, что сейчас их главная задача — получить как можно более широкую известность в бельгийской столице. «Привлечь клиентов не так-то просто, — признается он. — Когда люди снова начали выходить из дома после ковидных ограничений, интерес к ярмаркам стремительно взлетел, но в мае он начал понемногу спадать. Не все вернулись в экспозиционные залы». Но если судить по красным кружочкам, появившимися утром в субботу после ужина в честь открытия ярмарки, вернулись если не все, то многие.

В результате скульптура Христа Яна ван Дорне III со стенда Floris Van Wanroij Fine Art (Нидерланды) отправится в амстердамский Рейксмузеум, The Galerie Kevorkian (Франция) продала персидские миниатюры и бронзу из Лурестана, включая штандарт с крылатым ибексом 1-го тыс. до н.э., в Francis Maere (Бельгия) продали три скульптуры Эжена Доденя, одна из которых ушла за € 185 тыс.

В следующем, 2023 году, ярмарка искусства BRAFA состоится с 29 января по 5 февраля.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+