18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Москва, Париж, Таруса — маршрут выставки Эдуарда Штейнберга в Третьяковке

Эдуард Штейнберг. «Композиция. Февраль». 1976. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Эдуард Штейнберг. «Композиция. Февраль». 1976.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

В Новой Третьяковке открыта ретроспектива Эдуарда Штейнберга (1937–2012), приуроченная к 85-летию одного из героев послевоенного авангарда, сумевшего сделать абстрактное искусство полем экзистенциальных переживаний

Один из ярчайших представителей послевоенного авангарда, Эдуард Штейнберг (1937–2012) горячо любим отечественными музеями: в 2004-м его большая ретроспектива проходила в Русском музее и в той же Третьяковке; в 2017-м, в честь 80-летия, художника показал Московский музей современного искусства («Если в колодце живет вода...»). По поводу Штейнберга в арт-сообществе наблюдается абсолютный консенсус: он самый, пожалуй, поэтичный, метафизичный, духовный, экзистенциальный русский абстракционист XX века.

При этом у Эдуарда Аркадьевича не было художественного образования. Он шутил, что художник — не тот, кто изучает, а тот, кто открывает новое. Да что там художественного — у него не было даже законченного среднего образования, как и у Иосифа Бродского! И когда в 1994 году в Италии эти двое издали книгу «Персидская стрела» со стихами одного (к тому моменту нобелевского лауреата) и литографиями другого (преуспевающего парижского художника), сей факт позабавил их друзей.

У Штейнберга одновременно несчастливая и счастливая судьба.

Его отец Аркадий Акимович Штейнберг, поэт, переводчик, выпускник ВХУТЕМАСа, дважды был репрессирован, но остался жив. Именно он преподал сыну первые уроки живописи, композиции и — шире — творческого отношения к делу. Эдуард Аркадьевич рано осознал собственный профессиональный путь и никогда ему не изменял, хотя в Союз художников СССР его приняли лишь в 50 лет, перед отъездом во Францию (планировалась командировка, а оказалось ПМЖ). В 25 лет Штейнберг познакомился со студенткой киноведческого факультета ВГИКа, в будущем кандидатом искусствоведения Галиной Маневич. Она стала его любовью, женой, опорой, первым исследователем его творчества и позже мудро распорядилась его наследием.

Эдуард Штейнберг. «Человек с голубым крестом». 1988. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Эдуард Штейнберг. «Человек с голубым крестом». 1988.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Первую половину жизни в СССР супруги были материально стеснены, зато, перебравшись на Запад, под крыло галериста Клода Бернара, вполне преуспели. Штейнберг в шутку говорил, что «страшно разбогател». Но связь с Россией он не оборвал и последние десятилетия, до кончины в 2012-м, попеременно, по полгода, жил в Париже и в Тарусе, где и был похоронен и где сейчас его мемориальная мастерская (переданная ГМИИ им. Пушкина).

Если попытаться кратко сформулировать художественные открытия Штейнберга, то это такой постсупрематизм, из которого выпарена вся энергия разрушения старого мира и созидания мира нового и оставлена только духовная сущность, иррациональная и хрупкая. Никаких тебе полетов в космос, какими грезил Казимир Малевич, никаких «Клином красным бей белых», как предлагал Эль Лисицкий, никакой практичной напористости. У Штейнберга чистая медитация: тонкие линии, нередко пастельные тона или даже бездонные белые полотна, алогичные композиции, баланс пластических масс, который удерживается в равновесии буквально на последней точке.

Эдуард Штейнберг. «Композиция. Ноябрь». 1988. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Эдуард Штейнберг. «Композиция. Ноябрь». 1988.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке в Третьяковской галерее показано 57 живописных и графических произведений из семи музеев. Помимо Третьяковки, это Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей, Калужский музей изобразительных искусств. Зритель проследит все этапы и смены вех, которые прошел мастер на протяжении почти полувека. В юности он пытался адаптировать идеи импрессионистов, Винсента ван Гога и Поля Сезанна. С конца 1960-х увлекся натюрмортом. Камни, раковины, птицы — предметы «мертвой натуры» выступают в его работах «символами безвременья и опустошенности». На рубеже 1960–1970-х годов Штейнберг начал дрейфовать в сторону геометрической абстракции, причем геометрические фигуры трактовались им с точки зрения христианской символики.

Сложным образом эхо русского символизма сплавилось в его творчестве с формальными приемами иконописи и образным строем русского авангарда. И в этом смысле творчество Штейнберга — концентрат экзистенциальных вопросов, волновавших интеллектуалов в брежневском СССР. 

Государственная Третьяковская галерея
«Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+