18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Датскому портретисту русской императрицы отдают дань в Эрмитаже

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II верхом. После 1762. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II верхом. После 1762. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Вигилиус Эриксен (1722–1782) родился в Копенгагене, но профессиональный успех снискал в России. На выставке в Эрмитаже можно видеть его самые знаменитые портреты Екатерины II — конный и в коронационном платье

Мы говорим — Эриксен, подразумеваем — Екатерина II. Один из двух ее портретов — а то и оба — кисти датского художника обязательно найдется на страницах книг про «мать Отечества» (так с 1767 года официально величали императрицу). Речь идет о конном портрете и портрете в коронационном платье. На первом Екатерина изображена на белом коне по кличке Бриллиант, возвращающейся из Петергофа в Петербург после отречения Петра III. На ней мужской костюм Александра Талызина, подпоручика Семеновского полка, активного участника переворота 1762 года. Художник гордился своей работой, подписав ее: «Вигилиус Эриксен датчанин изобрел и написал». На втором — Екатерина позирует в коронационном платье. На ней знаменитая алмазная корона Позье — Экерта, созданная по случаю коронации. С тех пор эту корону надевали все, по выражению Николая II, «хозяева земли Русской».

Под знамена своей основательницы Эрмитаж собрал на выставку 81 работу — картины, рисунки, гравюры, золотые табакерки — из крупнейших музеев обеих российских столиц. По понятным причинам картины Эриксена, которые хранятся в Дании, не приехали, но и без них проект получился интересным.

Центром выставки куратор Елизавета Ренне сделала три роскошных портрета.

Помимо екатерининского конного, это изображения на лошадях братьев Григория и Алексея Орловых во время знаменитой «карусели» 1766 года. Это был турнир по верховой езде, дамы также участвовали. Прототипом послужила парижская «карусель» 1662 года. Григорий был одет в костюм римского императора, Алексей — командующего турецким войском. Братья вышли в финал состязаний. Победил, как несложно догадаться, Григорий, в то время фаворит Екатерины. Рядом с этими портретами показан и тот самый мундир Талызина. Ранняя екатерининская эпоха в полный рост.

Вигилиус Эриксен. Портрет графа Григория Орлова. 1766. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Вигилиус Эриксен. Портрет графа Григория Орлова. 1766. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вигилиус Эриксен (1722–1782) родился в Копенгагене. В 33 года решил поучаствовать в первом конкурсе на историческую картину, который проводила Королевская академия художеств. К своему удивлению, не получил золотой медали. И поехал искать счастья в России. Рисовал портреты знати и дипломатов. Получил право взглянуть на Елизавету Петровну, чтобы создать ее портрет. Императрица увядала и сильно переживала по этому поводу. Эриксен изобразил ее, как писал историк искусства Якоб Штелин, с «большим сходством», но без натуралистических подробностей. Датчанина заметила Екатерина, тогда еще великая княгиня. Ее портрет сделал художника своим в Петербурге. Последовали авторские повторения, уменьшенные копии и тому подобное. Эриксен написал портреты великого князя Павла, князя Александра Голицына, графа Петра Панина, пастора Антона Фридриха Бюшинга. На всех лицах — уверенность эпохи Просвещения.

Вигилиус Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Из собрания государственного музея-заповедника «Царское село». Фото: Государственный Эрмитаж
Вигилиус Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Из собрания государственного музея-заповедника «Царское село».
Фото: Государственный Эрмитаж

В 1771 году Эриксен создал картину «Столетняя царскосельская крестьянка с семьей». По легенде, Надежде Матвеевой было тогда 120 лет, ее детям — от 75 до 49. Сейчас в этот рекорд долголетия никто не верит. Но заказ Екатериной группового портрета явно говорит о том, что ее интересовал крестьянский вопрос. Картина получилась реалистичной — тут и до передвижников недалеко.

Через год Эриксен, после 15 лет успешной работы в России, неожиданно уезжает в Копенгаген. Причины поступка остались неизвестными. Художник получил должность придворного портретиста, которой добивался в молодости. Но его лучшие творческие годы миновали. 

Государственный Эрмитаж
«Вигилиус Эриксен — портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»
До 4 сентября

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+