Геральдические символы держатся своего биржевого курса

Главный фасад здания петербургской Биржи. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Главный фасад здания петербургской Биржи.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Государственный Эрмитаж создает в здании Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге музей геральдики. Из-за сложностей при реставрации он не откроется в 2022 году, как планировалось, но уже сейчас известны очертания будущей экспозиции

Герольдмейстерская контора открылась в России 300 лет назад по указу Петра I. А в 1992 году была создана Российская геральдическая служба, которую через два года передали в ведение Администрации президента РФ. Впоследствии служба была преобразована в Геральдический совет при президенте РФ. И когда десять лет назад на уровне правительства Санкт-Петербурга зашла речь о возможной передаче здания Биржи Государственному Эрмитажу, его генеральный директор Михаил Пиотровский незамедлительно внес предложение создать там музей геральдики.

Как рассказал нашему изданию Георгий Вилинбахов, государственный герольд­мейстер страны, заместитель директора Эрмитажа, аналогов будущему музею в мире нет. «Мы расскажем о геральдике как о языке знаков, который существует с начала истории человечества у всех народов и государств в мире, — обещает Вилинбахов. — Мы представим всю историю геральдики: государственной, родовой, геральдики европейской, других историко-культурных регионов. В музее будет отдельная большая экспозиция наград — и отечественных, и зарубежных».

Процесс реставрации Биржи. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации Биржи.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж в последние годы не раз устраивал у себя выставки, связанные с геральдикой — на фарфоре, в ювелирных изделиях, книгах, костюмах и наградах. Поэтому в специальную рабочую группу по формированию экспозиции будущего музея вошли представители всех отделов и подразделений Эрмитажа. В общем и целом экспозиционный план сложился уже сейчас; известно, что именно и в каких конкретно залах нового пространства будет представлено. Тем не менее участники группы продолжают обсуждение отдельных деталей. В частности, есть идея организовывать совместные показы с другими институциями, а также предоставлять залы в помещении Биржи дружественным музеям, чтобы те могли демонстрировать собственные экспонаты.

Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона. Фото: Государственный Эрмитаж
Процесс реставрации одной из скульптур с фронтона.
Фото: Государственный Эрмитаж

Реставрация Биржи началась в 2014 году и пока еще полностью не завершена, но представление о том, как будет выглядеть музей, уже есть. Основная экспозиция, в которую войдут самые разнообразные предметы с изображением геральдических знаков, расположится в анфиладе залов по периметру здания. Здесь будут представлены экспонаты начиная с археологических находок древности, античных предметов. Посетители увидят изделия из фарфора, стекла, серебра, а также костюмы, мебель, флаги, шпалеры, кареты с геральдическими знаками, портреты известных людей, награжденных орденами и медалями, то есть разнообразные предметы, которые могут рассказать, что такое геральдика.

Центральный зал было решено оставить таким, каким он был задуман архитектором.

«Мы решили, что не будем использовать его для витрин, не будем устанавливать там никаких перегородок, — поясняет Георгий Вилинбахов. — На стенах представим батальные полотна из коллекции Эрмитажа, а также копии исторических флагов, знамен и штандартов (подлинные ткани не могут выставляться в постоянной экспозиции)». Центральный зал может быть использован для проведения различных торжественных церемоний, городских или общегосударственных: для празднования Дня города, Дня России, Дня флага, вручения государственных наград. 


История петербургской Биржи

Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне. Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори
Фрагмент скульптурной группы «Нептун с двумя реками», установленной на фронтоне.
Фото: Александр Елексеев/Фотобанк Лори

Здание Биржи и прилегающая к нему территория стрелки Васильевского острова — один из самых величественных и завершенных классицистических ансамблей в Санкт-Петербурге. Строительство торговой биржи в этом месте затеял еще Петр I в 1721 году. Государь, только что провозглашенный императором, хотел создать здесь административный и торговый центр Петербурга, приравняв его в статусе к богатым европейским городам. Но торговый порт на стрелку был переведен лишь в царствование Анны Иоанновны. Уже при Екатерине II устройством этой территории занялся Джакомо Кваренги — именно ему принадлежит окончательная планировка подковообразной площади. По его проектам здесь был возведен ряд строений. Началось и строительство здания Биржи, но в 1787 году работы приостановили. Впоследствии замысел Кваренги был признан не­удачным, неоконченное строение разобрали на кирпичи, а новый проект заказали французскому архитектору Тома де Томону. Он предложил решение, которое приводило бы весь ансамбль в соответствие с канонами классицизма. Правда, завершение и этого варианта пришлось на время отложить из-за войны с Наполеоном. Здание Биржи открыли в 1816 году, а окончательный вид архитектурному ансамблю площади придал Иван (Джованни) Лукини в 1832 году. Свою главную функцию Биржа исполняла почти до конца XIX века. В 1885 году торговый порт перевели с Васильевского острова, поскольку корабли того времени уже не могли пройти в центр города по Неве, и с тех пор зданию долго не находилось достойного применения. После 1917 года оно переходило из рук в руки, и только в 1939-м его передали Центральному военно-морскому музею (ЦВММ), который просуществовал на Васильевском острове почти 70 лет. В 2007 году появился план по переводу музея в другое место, переезд затянулся до 2011-го. Одно время здание стояло заброшенным, постепенно разрушаясь. Лишь в самом конце 2013 года было принято решение передать его Государственному Эрмитажу под музей геральдики.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+