18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Берлинская биеннале стала самой политизированной за всю свою историю

Скульптурный автопортрет Денет Пиумакши Веды Араччиге. 2020. Фото: Priska Ketterer
Скульптурный автопортрет Денет Пиумакши Веды Араччиге. 2020.
Фото: Priska Ketterer

Двенадцатая Берлинская биеннале, куратором которой стал художник Кадер Аттиа, говорит на острые для Германии темы: колониализм, глобальное потепление и Израиль

Главный куратор Кадер Аттиа на пресс-показе 12-й Берлинской биеннале (до 18 сентября) рассказал, что в ходе работы над проектом задался вопросом: не пытаясь претендовать на то, что художественная выставка может изменить мир, что в реальности в наших силах сделать, чтобы хоть немного переориентировать мировосприятие?

Свой ответ на этот вопрос франко-алжирский художник дал в самой политизированной за всю историю Берлинской биеннале экспозиции. Ее видение лучше всего описывают слова писателя Джеймса Болдуина: «Художники существуют для того, чтобы нарушать покой. Иначе — хаос».

Куратор и художественная группа 12-й Берлинской биеннале. Слева направо: Ана Тейшейра Пинто, Ноам Сегал, Кадер Аттиа, До Тонглинь, Раша Салти, Мари Элен Перейра. Фото: Silke Briel
Куратор и художественная группа 12-й Берлинской биеннале. Слева направо: Ана Тейшейра Пинто, Ноам Сегал, Кадер Аттиа, До Тонглинь, Раша Салти, Мари Элен Перейра.
Фото: Silke Briel

Аттиа привлек к работе над выставкой международную кураторскую команду, полностью состоящую из женщин, в которую вошли Ана Тейшейра Пинто, До Тонглинь, Мари Элен Перейра, Ноам Сегал и Раша Салти. Экспозиция Still Present!, представляющая произведения 70 художников и коллективов на шести площадках, не боится задавать неизбежные и зачастую неудобные вопросы. В центре дискуссии — роль капитализма в мировых конфликтах с особым упором на деколонизацию и климатический кризис.

Основанная в 1998 году Берлинская биеннале — главная выставка германской столицы, на уровне страны уступающая только проходящей раз в пять лет Documenta, которая в этом году открылась 18 июня на фоне скандала вокруг обвинений в антисемитизме и антипалестинском расизме, а также вандализма и угроз убийством принимающему в ней участие палестинскому художественному коллективу.

Басел Аббас и Руанна Абу-Рам. Oh Shining Star Testify. 2019. Вид инсталляции в Художественном институте Чикаго, 2021 год. Фото: Aidan Fitzpatrick
Басел Аббас и Руанна Абу-Рам. Oh Shining Star Testify. 2019. Вид инсталляции в Художественном институте Чикаго, 2021 год.
Фото: Aidan Fitzpatrick

В этом контексте невозможно обойти стороной вопрос о том, как биеннале удалось совместить тему деколонизации с очевидной, но тщательно замалчиваемой проблемой Палестины. Судя по всему, выход заключается в том, чтобы не избегать ее. К этой острой теме обращается целый ряд участников проекта, в том числе палестино-американский дуэт Басела Аббаса и Руанны Абу-Рам, художница израильского происхождения Дана Леви и коллектив Forensic Architecture во главе с родившимся в Израиле художником Эялем Вайцманом.

Работа Аббаса и Абу-Рам Oh Shining Star Testify представляет собой инсталляцию из трехканального видео и двухканального аудио с записями с камеры видеонаблюдения израильской армии. 19 марта 2014 года 14-летний Юсуф Шавамре пересек разделительную стену, возведенную израильской армией, чтобы собрать акуб — съедобное растение, считающееся деликатесом в палестинской кухне. Как только он оказался по другую сторону стены, израильские военные застрелили его.

Дана Леви. Инсталляция Erasing The Green. 2022. Фото: Dana Levy, 2011. Courtesy of the artist and Braverman Gallery
Дана Леви. Инсталляция Erasing The Green. 2022.
Фото: Dana Levy, 2011. Courtesy of the artist and Braverman Gallery

Дана Леви исследует в своей работе связи между оккупацией палестинских территорий и загрязнением окружающей среды. Собранные ей документы, фотографии и карты демонстрируют размывание «зеленой черты» — демаркационной линии, отделявшей Израиль от Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима до Шестидневной войны 1967 года.

А произведение Лоуренса Абу Хамдана Air Conditioning представляет собой панорамную цифровую фотографию, для создания которой он собрал данные о проникновениях израильской военной наблюдательной аппаратуры и техники в небо над Ливаном за последние 15 лет. Получившееся в результате изображение выглядит как грозная полоса серо-черных облаков на фоне ярко-синего неба. Каждый сантиметр произведения представляет собой один день, а соответствующий год указан на полу перед работой.

Дубайский художник создал это произведение на стыке data-журналистики, политических исследований и искусства, пропустив данные через программу, которая используется для создания 3D-облаков для видеоигр и кино. «Высота облака зависит от количества самолетов и беспилотников, находившихся в тот или иной день в атмосфере, — объясняет Хамдан, — а плотность облака, его объемность зависит от того, как долго они там находились».

Лоуренс Абу Хамдан. Air Conditioning. 2022. Фрагмент. Courtesy of Sfeir-Semler Gallery, Beirut/Hamburg; Maureen Paley, London; Mor Charpentier, Paris © Lawrence Abu Hamdan. Фото: Danko Stjepanovic
Лоуренс Абу Хамдан. Air Conditioning. 2022. Фрагмент. Courtesy of Sfeir-Semler Gallery, Beirut/Hamburg; Maureen Paley, London; Mor Charpentier, Paris © Lawrence Abu Hamdan.
Фото: Danko Stjepanovic

В Институте современного искусства KW экспонируется работа шри-ланкийской художницы Денет Пиумакши Веды Араччиге из аборигенных жителей региона, именуемых обобщенным термином «адиваси». Небольшая скульптура изображает смуглую женщину с обнаженной грудью и с черепом в руках. Она одета в разноцветный саронг с набивным цветочным рисунком и смотрит испуганным взглядом прямо перед собой. На ее груди на немецком написаны слова: «Цвет груди чуть темнее VII» и «Сравнительно чистокровная ведда [коренной народ Шри-Ланки]». Араччиге, напечатавшая для скульптуры 3D-копию самой себя, рассказывает, что при помощи этой терминологии ученые категоризировали, объективировали и оценивали темнокожие тела. В эпоху, когда в западных странах статуи и памятники сбрасывают с постаментов и подвергают сомнению их легитимность, Self-Portrait as Restitution бросает вызов глубоко укоренившимся доминирующим нарративам вокруг идентичности.

В центре собственного искусства Аттиа находится концепция восстановления. «Меня часто спрашивают, что придет на смену деколониальной мысли. Если честно, меня куда меньше беспокоит, что будет потом, чем тот факт, что это вовсе не законченный разговор, который идет здесь и сейчас», — говорит он.

Точно так же Берлинской биеннале удается заставить нас задуматься о том, что не так с миром и почему художники, как говорилось выше, могут и должны нарушать покой.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+