18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нонконформисты, на выход!

Тимур Новиков. «Солнце». 1989. Фрагмент. Фото: Ольга Кабанова
Тимур Новиков. «Солнце». 1989. Фрагмент.
Фото: Ольга Кабанова
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В Западном крыле Третьяковской галереи открылась выставка современного искусства «Вещь. Пространство. Человек» c работами из музейного собрания

У выставки сложная судьба. Ее придумали и сделали в феноменально короткие сроки — февраль, март, апрель — взамен запланированного четыре года назад смотра современного индийского искусства. Вместо Индии решили показать послевоенный советский и российский андерграунд. Экспозиция была готова в конце апреля, но не открылась. Причины этого музей официально отказывался комментировать. В результате проект поменял название (вместо «Выхода в красную дверь» на афише значится «Вещь. Пространство. Человек») и лишился нескольких экспонатов.

Идею выставки предложила глава отдела спецпроектов Государственной Третьяковской галереи Анна Пахомова, кураторами выступили сотрудники отдела новейших течений во главе с Ириной Горловой.

Игорь Макаревич. Шкаф. Часть инсталляции «Сон живописи порождает чудовищ». 1990. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Игорь Макаревич. Шкаф. Часть инсталляции «Сон живописи порождает чудовищ». 1990.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Если попытаться кратко сформулировать концепцию, то это выставка о внутренней жизни художников. Искусство послевоенного андерграунда многолико. В нем можно найти социальный протест, убийственную иронию, а можно — образцы личной мифологии, когда авторы как бы закрывают дверь во внешний мир и довольствуются своим частным пространством: кухней, как Михаил Рогинский, кругом друзей, как группа «Коллективные действия». В этом неподвластном идеологии мире художники находят объекты для изучения и любования. Выставку можно рассматривать как кейс — апробированную временем стратегию того, каким образом выжить в сложный исторический период и сохранить себя. Удивительно, что этой универсальной схемы многие авторы придерживались и при полном интеллектуальном локдауне, например в начале 1980-х, и в периоды относительно либеральные — в 1990-е и 2000-е.

Свен Гундлах. «Нью-Йорк. Часть 1». 1990. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Свен Гундлах. «Нью-Йорк. Часть 1». 1990.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кураторы отдали предпочтение редко экспонируемым работам. Например, мы увидим много вещей Тимура Новикова, «У изделия» Антона Ольшванга. Хронологически выставка охватывает период с 1956 по 2018 год — от «Сигнальных систем» Юрия Злотникова до «Медицинского кабинета» Ани Желудь. Кураторы нарушили привычное деление на периоды и направления (концептуализм, new wave и прочее) и вместо этого показали переклички между художниками разных поколений. Арт-процесс разбили на атомы — отдельных авторов — и заново соединили их в прихотливом узоре духовных соответствий.

Выставка тем не менее имеет весьма условное, но все-таки деление на разделы: «Быт как предмет искусства», «Это человек», «Трансформированные ландшафты», «Диалоги с авангардом» и «Фантасмагории, или Сон разума рождает чудовищ».

Своеобразное ее предисловие — большой зал Михаила Рогинского. Его объект «Выход в красную дверь» (1994) — авторское повторение работы 1965 года — дал первый вариант названия экспозиции. Натюрморты Рогинского и отличаются тем, что преподносят нам заурядные бытовые предметы как многозначительные символы бытия. Далее тема быта развивается в инсталляции «Место жительства» (2004) Валерия Кошлякова: развешенные, как для сушки, простыни расписаны натюрмортами с кухонной утварью и пейзажами со спальными районами.

Михаил Рогинский. «Красная дверь». 1965 (1994). Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Рогинский. «Красная дверь». 1965 (1994).
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Образ человека зрители найдут в гуашах Бориса Турецкого и на картинах Натальи Турновой, трансформированные ландшафты — в экспериментах Франциско Инфанте. Несбывшиеся грезы об авангарде — это, например, распавшийся черный квадрат Александра Юликова. Ну а фантасмагории — работы Игоря Макаревича, «Кулинарная книга» Ольги Чернышевой, инсталляция «Для бедной уборщицы» Дмитрия Пригова. На выставке показывают три работы Ильи Кабакова и раннего метафизического Бориса Орлова. Его имперские бюсты в экспозицию не вошли как раз по причине пусть псевдо, но все-таки государственного пафоса. «Вещь. Пространство. Человек» — это размышления сугубо о личном.

Дизайн выставки сделал Алексей Подкидышев. На сей раз его авторские интервенции минимальны. Пространство осталось белым, дающим разные варианты итогов и выводов.

Западное крыло Новой Третьяковки
«Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+