Легенда Исаакиевской площади

Историческое здание «Астории» почти не изменилось за прошедший век. Фото: Отель «Астория»
Историческое здание «Астории» почти не изменилось за прошедший век.
Фото: Отель «Астория»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Отель «Астория» отмечает 110-летие. Гостиница, открывшаяся в 1912 году, по-прежнему остается достопримечательностью Северной столицы

В 2022 году знаменитая «Астория» празднует 110-летие. Уже более века отель выступает одним из главных свидетелей и участников исторических событий в Петербурге. А начиналось все в 1910-е годы, когда шведскому архитектору Федору (Иоганну Фридриху) Лидвалю предложили осуществить поистине новаторский проект. Строительство «Астории» стало самым сложным и ответственным в его карьере. Лидвалю предстояло возвести высокое здание в шесть этажей, при этом гармонично вписав его в архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Несмотря на сложность поставленной перед ним задачи, ему удалось создать элегантный и изысканный образ. К слову, в проектировании «Астории» участвовали выпускницы первого в России высшего технического учебного заведения для женщин — Женского политехнического института.

Оригинальное здание состояло из трех ярусов. Два нижних этажа были облицованы серовато-розовым гранитом; три следующих этажа, оштукатуренные под искусственный камень, украсила лепнина. Завершал величественный облик фасада верхний мансардный этаж. Внутренние помещения гостиницы — вестибюль, парадная лестница, банкетный зал, ресторан — были оформлены в стиле модерн с элементами неоклассицизма. По последнему слову техники были оснащены 350 номеров гостиницы: здесь были звукоизоляция из пробки, электрическая световая сигнализация для вызова прислуги, автоматическая система пылеуборки, центральное водяное отопление и даже такая редкость, как городской телефон.

Интерьер лобби. Фото: Отель «Астория»
Интерьер лобби.
Фото: Отель «Астория»

Торжественное открытие «Астории» состоялось 23 декабря 1912 года. А спустя несколько лет, в 1916-м, встал вопрос о закрытии гостиницы и использовании ее помещений «для военных надобностей». В сентябре 1918 года «Астория» была переименована в 1-й дом Петроградского Совета, где предоставляли временное жилье административным работникам новой России. В 1929 году гостиницу, которой вернули прежнее название, передали созданному для обслуживания иностранных гостей «Интуристу». Иностранцев было немного, но отель пользовался большой популярностью у советской интеллигенции.

Во время Великой Отечественной войны в здании был размещен хирургический стационар № 108. Для многих оказаться в госпитале при одной из лучших гостиниц города оказалось тогда в буквальном смысле спасением. «Асторию» не бомбили: ходили слухи, что Адольф Гитлер собирался устроить там банкет по случаю взятия Ленинграда.

После войны еще несколько лет в гостинице жили ленинградцы, оставшиеся без крова. К 1960-м годам выяснилось, что «Астория» перестала отвечать требованиям отеля международного класса, но строительные работы тогда ограничились лишь косметическими преобразованиями.

Интерьер президентского люкса. Фото: Отель «Астория»
Интерьер президентского люкса.
Фото: Отель «Астория»

Новая глава в истории отеля началась в 1991 году. Интерьеры привели в первоначальный вид, появились новые номера — вместо 350 в «Астории» стало 436 номеров. В 1997 году управление отелем взяла в свои руки британская компания Rocco Forte Hotels, и, чтобы гостиница соответствовала высоким стандартам международной сети, началась глобальная реконструкция. Были восстановлены исторические интерьеры и полностью заменены оборудование и коммуникации. В 2012 году «Астория» отметила 100-летний юбилей, к чему также была приурочена масштабная реновация. В прошлом году было принято решение начать реставрацию фасада, в результате которой центральный ярус приобрел серовато-розовый оттенок, а не привычно шоколадный.

Прошлый, 2021 год стал для «Астории» по-настоящему триумфальным: сразу несколько престижных премий удостоили легендарную гостиницу высокими званиями. Среди них, например, 17-е место в списке 20 лучших отелей Северной Европы и звание ведущего роскошного отеля России.

Интерьер авторского сьюта «Чайковский». Фото: Отель «Астория»
Интерьер авторского сьюта «Чайковский».
Фото: Отель «Астория»

Обновилось и меню главного ресторана в отеле. Шеф-повар Николас Алеврас полгода изучал русские деликатесы и традиционные рецепты, посещал знаковые рестораны и советовался с командой «Астории», чтобы предложить свое видение традиционных блюд. В меню остались любимые гостями фирменный оливье с крабом и авокадо, а также тартар из мраморной говядины с перепелиным яйцом и осетровой икрой. Из нового можно отметить традиционные сибирские пельмени с утиной ножкой конфи, олениной или вяленой говядиной, бурятский суп шулэн с бараниной, биск из ракообразных с цветной капустой, зеленым горошком, томатами и эстрагоном.

Помимо остальных своих достоинств, ­отель «Астория» стал настоящим раем для сладкоежек. По случаю 100-летнего юбилея появился новый десерт — travel cake «Астория», который представляет собой шоколадный кекс с начинкой из клюквенной карамели в хрустящей карамельной оболочке. Торт украшен орнаментом, повторяющим узор перил главной лестницы отеля. Кекс выполнен в форме цилиндра — он не занимает много места, а его состав и оформление позволяют без потерь перевезти его даже на другой континент.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+