18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Первый без главного: зигзаги судьбы экспериментального коллектива

Артисты Персимфанса на летней эстраде. Середина 1920-х. Фото: Архив Персимфанса
Артисты Персимфанса на летней эстраде. Середина 1920-х.
Фото: Архив Персимфанса
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Вышла книга к 100-летию Персимфанса — оркестра, удивляющего не только исполнением музыки. Ретроафиши, сценические костюмы и даже встроенный в этот альбом графический роман — все это способствует настройке читательского внимания по особому камертону

Известна и популярна была фраза Александра Блока: «…слушайте музыку Революции!» И в 1920-е годы советские композиторы, не пренебрегая его советом, писали весьма неординарные сочинения. Арсений Авраамов создал «Симфонию гудков» для техники и транспорта Баку и Москвы, Александр Мосолов писал балет «Сталь», предусматривая в партитуре партию металлического листа. Радикальные композиторские замыслы могли быть реализованы адекватными новаторами-исполнителями. Таковые появились одновременно.

Тринадцатого февраля 1922 года в Колонном зале в Москве концертную программу из сочинений Бетховена сыграл удивительный оркестр — без дирижера. В тот день родился Персимфанс — Первый симфонический ансамбль, вдохновители которого, оркестранты и музыковеды, мечтали обновить методы симфонического исполнения. Идея заключалась в воспитании музыкантов — сознательных коллективистов и общественников вместо покорных исполнителей дирижерской воли. Это была программа, созвучная времени революционного романтизма.

Районный концерт Персимфанса в Военной школе им. Ашенбреннера (Лефортово, Красные казармы). 2 октября 1927 года. Фото: Архив Персимфанса
Районный концерт Персимфанса в Военной школе им. Ашенбреннера (Лефортово, Красные казармы). 2 октября 1927 года.
Фото: Архив Персимфанса

Единомышленников должен был кто-то сплотить. Лидером Персимфанса стал Лев Цейтлин, выдающийся педагог и оркестровый скрипач, концертмейстер оркестра Большого театра и парижского оркестра Колонна. Скрипач Самуил Бернадский говорил, что Цейтлин мог бы стать замечательным дирижером, но у него были невыразительные руки.

Персимфанс быстро стал динамичным организмом, в годы расцвета давал свыше 80 концертов за сезон. Играл и в главных столичных залах, и в рабочих клубах. В эпоху нэпа Персимф­анс оказался одним из популярных, хотя и не слишком прибыльных кооперативных предприятий. Позднее началось огосударствление культуры. Летом 1933-го репетиционная аудитория Персимфанса в консерватории была ликвидирована, оркестр тихо распустили.

Память об этом эксперименте тлела едва видимым огоньком. В 2003 году историк музыки Станислав Понятовский издал книгу про Персимф­анс. А вскоре этот феникс воскрес из советского пепла. Возрождение Персимфанса связано с именем Петра Айду, который создавал в Школе драматического искусства у Анатолия Васильева своеобразную «музыкальную лабораторию». Вместе с сочувствующими музыкантами и артистами он стал проводить перформансы и хеппенинги. Духовик Александр Иванец в милицейской форме проверял документы у зрителей в фойе, загримированного вождем пролетариата Алексея Воробьева вынимали из футляра контрабаса, художник Александр Петлюра оформлял инсценировки музыкально-спортивных демонстраций 1930-х годов, исполнявшиеся возобновленным оркестром без дирижера.

Выступление Персимфанса и Дюссельдорфского симфонического оркестра в концертном зале «Зарядье» в Москве. 2019. Фото: Концертный зал «Зарядье»
Выступление Персимфанса и Дюссельдорфского симфонического оркестра в концертном зале «Зарядье» в Москве. 2019.
Фото: Концертный зал «Зарядье»

Склонность к синтезу искусств отличает нынешний Персимфанс от советского. Афиши своих концертов музыканты превращают в объекты изобразительного искусства, сценические костюмы связаны с исполняемыми произведениями (помнится, солистка Ася Соршнева играла концерт Сергея Прокофьева в платье, сшитом по мотивам рисунков Казимира Малевича); недавно в РАМТе силами музыкантов Персимфанса поставили спектакль по произведениям Прокофьева и Леонида Половинкина.

Поэтому книга, составленная и выпущенная к 100-летию Персимфанса, не может не быть произведением искусства. Во-первых, авторы-составители придумали остроумную структуру. В первой части («История») перепечатана работа одного из учредителей Персимфанса Арнольда Цуккера, написанная к пятилетию оркестра. Третья часть — «Новая жизнь» — живая летопись современного Персимфанса, ее пишут буквально у нас на глазах Петр Айду, Григорий Кротенко и их товарищи.

100 лет Персимфанса / П.Э.Айду, К.В.Дудаков-Кашуро, Г.П.Кротенко, Я.В.Шварцштейн. М.: Бослен, 2022. 368 с.: ил.
100 лет Персимфанса / П.Э.Айду, К.В.Дудаков-Кашуро, Г.П.Кротенко, Я.В.Шварцштейн. М.: Бослен, 2022. 368 с.: ил.

А вторая часть книги, названная «Сон Персимфанса», выполнена как графический роман. Нарисовал его Ярослав Шварцштейн, один из музыкантов Персимфанса (трубач), незаурядный художник. В частности, известны его иллюстрации к произведениям Владимира Сорокина. Подписи, или «толкование сна», сделал Петр Айду. Графический роман исполнен в технике коллажа: Шварцштейн смешивает старые фотографии, документы, собственные рисунки, исторические факты и анекдоты. В иллюстрациях «Сна Персимфанса» показаны события тех десятилетий, когда оркестра на музыкальной сцене не было. В этом калейдоскопе есть и программка концерта Персимф­анса, использованная в качестве обложки партитуры; и рисунки с изображением маленького Кирюши, ползающего среди оркестрантов, сына одного из них (позже этот ребенок станет выдающимся дирижером Кириллом Кондрашиным); и фантастическое изображение Красной площади, где вместо ГУМа возвышается фантастический проект Ивана Лео­нидова, ставший резиденцией Персимфанса.

Изобразительный ряд последних страниц романа — россыпь печатных букв, количество их стремительно уменьшается на каждом последующем развороте. Перед читателем история несостоявшегося в 1990-е годы издания книги Понятовского об истории советского оркестра без дирижера. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+