Кельнский аукционный дом снял с продажи русский авангард

Аукционный дом Van Ham. Фото: Van Ham
Аукционный дом Van Ham.
Фото: Van Ham

Речь идет о девяти предположительно поддельных работах Любови Поповой, Эль Лисицкого, Аристарха Лентулова, Ильи Чашника, побывавших в коллекции Курта Бенедикта, влиятельного берлинского арт-дилера перед Второй мировой войной

Немецкий аукционный дом Van Ham отозвал девять лотов с аукциона Modern, назначенного на 1 июня, после того как полиция заявила, что несколько работ русских художников-авангардистов могут быть подделками, сообщает газета Frankfurter Allgemeine. Это произведения, приписываемые Любови Поповой, Василию Ермилову, Эль Лисицкому, Аристарху Лентулову и Илье Чашнику (лоты 8, 10, 13 и с 16 по 21).

Три из них происходят из собрания покойного главы Deutsche Bank Хильмера Коппера, а шесть — из коллекции Герхарда Кромма, бывшего председателя наблюдательного совета Siemens. Сообщение о том, что произведения могут быть подделками, исходило, как говорят в аукционном доме, от немецкой полиции. Подозрения вызвал провенанс работ, некогда побывавших в коллекции Курта Бенедикта из Берлина. Он был влиятельным арт-дилером в период до Второй мировой войны и действительно собирал русский авангард, однако в новейшее время имя покойного коллекционера и дилера было скомпрометировано, когда в 1990 году швейцарка Валли Корецки выставила его коллекцию на Christie’s. Это оказались подделки — картины, якобы представленные на Первой русской художественной выставке, состоявшейся в берлинской галерее Van Diemen в 1922 году.

В аукционном доме Van Ham заявили, что им было неизвестно о том, что эти лоты раньше «принадлежали Курту Бенедикту», так как провенанс картин не был тщательным образом изучен перед включением их в каталог, поскольку они поступили всего несколько дней назад. «Подводя итог, мы вынуждены констатировать, что ни одна из работ не должна была быть включена в каталог без завершения исследований и научных изысканий», — говорится в заявлении аукционного дома.

Среди снятых лотов — «Супрематическая композиция» Любови Поповой, датируемая приблизительно 1920-ми годами (эстимейт €6–8 тыс.), бумажный коллаж на картоне (доске?); «Рельеф» (около 1921–1923) Василия Ермилова в технике ассамбляжа, который на обороте имеет пометку о принадлежности к коллекции Курта Бенедикта (€8–12 тыс.); «Архитектонический эскиз с фиолетовым квадратом» (около 1928) Эль Лисицкого — рисунок тушью и акварелью (€10–15 тыс.); живопись «Кисловодск» Аристарха Лентулова 1913 года (€150–200 тыс.; продана на Christie’s в 2007 году); акварель «Супрематическая композиция» (1925–1926) Ильи Чашника (€8–12 тыс.).

Большинство этих работ имеет большую историю экспонирования на зарубежных выставках в 2000-х годах. Они будут внесены в базу данных подозрительных произведений искусства и переданы исследователям для дальнейшего анализа.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+