Механизм отчуждения рассматривают в Московском музее современного искусства

Ирина Корина. «Салют». Из серии «Все сбудется». 2018. Фрагмент. Фото: ММОМА
Ирина Корина. «Салют». Из серии «Все сбудется». 2018. Фрагмент.
Фото: ММОМА
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Куратор очередной выставки в программе «Коллекция. Точка обзора» Ольга Турчина выбрала из собрания Московского музея современного искусства работы, которые иллюстрируют отчуждение, отрешенность и дистанцирование

Очередная выставка программы «Коллекция. Точка обзора» отличается камерным форматом и динамичным ритмом показа. На сей раз куратор Ольга Турчина выбрала из коллекции музея работы, которые обращаются к одной из фундаментальных основ культурного мифа XX века — феномену отчуждения и энтропии, отрешенности и дистанцирования. Понятие отчуждения меняется в зависимости от эпохи, контекста и общественного строя. «Отправной точкой создания выставки стала беседа Андрея Монастырского и Иосифа Бакштейна о методологической специфике московского концептуализма. В их диалоге „механизм отчуждения“ упоминается как один из примечательных элементов его художественного языка и трактуется как немедленное предельное отчуждение от собственной продукции, будь то произведение или простое бытовое высказывание», — объясняет куратор.

Эрик Булатов. «Без названия». 1990. Фото: ММОМА
Эрик Булатов. «Без названия». 1990.
Фото: ММОМА

У художников послевоенного периода и современных авторов «механизм отчуждения» трактуется иным образом: приобретает либо обобщенный характер, либо, наоборот, обостренный, где оказывается средством побега или изоляции от слишком тяжелых, нестерпимых обстоятельств. В экспозиции художники делятся на три группы: представители послевоенного искусства (как Николай Вечтомов, Дмитрий Краснопевцев и Михаил Рогинский), концептуалисты 1970-х (Никита Алексеев, Илья Кабаков, Андрей Монастырский) и наследники концептуалистов (Аня Желудь, Ирина Корина).

Московский музей современного искусства
«Механизм отчуждения»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+