18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Большой дар Даскалопулоса: коллекционер передает 350 работ четырем музеям

Мона Хатум. Current Disturbance. 1996. Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022
Мона Хатум. Current Disturbance. 1996.
Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

«Произведение искусства не имеет смысла, если не взаимодействует с кем-то», — считает греческий меценат и дарит работы Национальному музею современного искусства в Афинах, Тейт, Музею Гуггенхайма и Музею современного искусства Чикаго

Греческий коллекционер Димитрис Даскалопулос сделал одно из самых больших художественных пожертвований в истории, передав более 350 произведений 142 современных художников из своей коллекции в дар четырем музеям Европы и Америки. Национальный музей современного искусства в Афинах (EMST) получит 140 работ, еще 110 достанется Тейт, а около 100 вещей станут совместной собственностью нью-йоркского Музея Гуггенхайма и Музея современного искусства Чикаго. Даскалопулос рассказал, что стояло за этим решением. «Это абсолютно безвозмездный дар, поскольку для меня важнее всего, чтобы широкая публика получила доступ к этим произведениям. Это логичный итог многолетних размышлений».

«Художественный директор EMST Катерина Грегос в восторге. Ее приход в институцию стал для меня важным фактором. Музею пришлось преодолеть множество препятствий, чтобы встать на ноги, и я верю, что все получится», — говорит коллекционер. Значительная часть произведений, созданных греческими художниками, вошла в дар EMST. Это самый выдающийся дар за всю 20-летнюю историю музея как по объему, так и по значимости работ.

Коллекционер, меценат Димитрис Даскалопулос анонсирует художественное пожертвование. 13 апреля 2022 года. Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022
Коллекционер, меценат Димитрис Даскалопулос анонсирует художественное пожертвование. 13 апреля 2022 года.
Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022

По словам Даскалопулоса, «с Тейт мы на связи уже давно; я обсуждал перспективу дара еще с бывшим директором Николасом Серотой». Кроме того, коллекционер входит в попечительский совет Музея современного искусства Чикаго и занимает должность вице-президента попечительского совета Фонда Соломона Р. Гуггенхайма.

Даскалопулос начал коллекционировать искусство в 1994 году и стал известен тем, что приобретал крупномасштабные скульп­туры и инсталляции. В его коллекцию, насчитывающую 500 произведений, среди прочих входят работы таких художников, как Мэтью Барни, Луиз Буржуа, Линда Бэнглис, Стив Маккуин, Сара Лукас, Кики Смит и Мона Хатум. Как будут распределяться произведения? «Мы с командой решили: это гармоничная коллекция, но она не может отправиться в одно место, она слишком большая, слишком тяжелая для одного музея, даже масштаба Тейт. Если мы хотим, чтобы она была доступна как можно более широкой аудитории, нам нужно рассматривать разные музеи».

Джон Бок. Palms. 2007. Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022
Джон Бок. Palms. 2007.
Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022

Коллекцию разделили на три части. «После этого мы проверили, что уже есть в этих музеях, чтобы не было дублей. А потом мы просто оставили выбор за каждым из музеев, сказав им: „Мы хотели бы передать вам в дар вот эту подборку, но, если вы почему-либо не желаете принимать какие-то из работ, просто скажите нам“. Случаев, когда какие-то произведения не взяли, было крайне мало. Все довольны, и никто не завидует», — добавляет Даскалопулос.

О своем подходе к коллекционированию он говорит так: «Произведение искусства не имеет смысла, если оно не взаимодействует с кем-то; находясь в ящике, оно попросту не существует. Здесь я всего лишь посредник. Тема, которая всегда была мне особенно близка, — это восхищение человеческой природой, стремлением человека преуспеть, создавать, оставить след… Это стержень, на который я ориентировался, когда выбирал или отвергал работы», — говорит меценат.

Аннет Мессаже. Dépendance/Indépendance. 1995. Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022
Аннет Мессаже. Dépendance/Indépendance. 1995.
Фото: D.Daskalopoulos Collection, 2022

В дополнение к передаче коллекции будет создана международная сеть кураторов, в том числе одна новая должность в Тейт и еще одна в Америке, общая для нью-йоркского и чикагского музеев. На вопрос о том, почему Даскалопулос не собирается открывать собственный музей, он отвечает: «Передавая произведения институциям, которые понимают их, умеют поддерживать их физическую сохранность и диалог между ними, я обеспечиваю им будущее».

Дар составляет большую часть его собрания, но некоторые произведения все-таки останутся с ним из соображений «финансового планирования и образа жизни» («Мне нравится жить с некоторыми из вещей»). Димитрис Даскалопулос утверждает, что не требует никаких налоговых льгот в связи с даром. Разбогатевший в сфере пищевой промышленности, он также является основателем компании, специализирующейся на инвестициях. В 2013 году он учредил в Афинах фонд Neon, поддерживающий современное искусство. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+