18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

В Венеции после реставрации и реэкспозиции вновь открыто палаццо Фортуни

Мастерская художника, модельера и дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо на первом этаже палаццо. Photo: Massimo Listri
Мастерская художника, модельера и дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо на первом этаже палаццо. Photo: Massimo Listri
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Этот дворец знаменит не только архитектурными достоинствами, но и интерьерами, созданными для себя художником и дизайнером Мариано Фортуни-и-Мадрасо. Его персональный музей теперь преподнесен по-новому

Изначально этот дворец, построенный в XV веке в стиле венецианской готики, носил название палаццо Пезаро — Орфеи, но сейчас больше известен под именем палаццо Фортуни. Здесь долгое время жил и работал испанский художник, модельер и дизайнер Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871–1949). По завещанию владельца здание в 1956 году было передано городу, тут открылся дом-музей художника. В ноябре 2019 года, во время наводнения, холл сильно затопило, так что дворец пришлось закрыть на реставрацию. Через два с половиной года, после устранения повреждений, музей открылся вновь.

За время, совпавшее с периодом пандемии, восстановили весь первый этаж. Стены очистили и укрепили, а деревянный пол уложили заново. Коснулись изменения и самого музея Фортуни: временное выставочное пространство (здесь проходили знаменитые выставки, например Artempo под кураторством Жан-Юбера Мартена) превратилось в постоянное — теперь экспозиция открыта круглый год.

Мариано Фортуни обставлял интерьеры палаццо в своем вкусе. Фото: Massimo Listri
Мариано Фортуни обставлял интерьеры палаццо в своем вкусе.
Фото: Massimo Listri

Говоря о реставрации, Габриелла Белли, директор Фонда городских музеев Венеции, одним из важнейших называет момент, когда с окон наконец сняли темные закопченные ставни, появившиеся еще во время реставрации 1980-х годов. Убрали и мрачные портьеры — так в прямом и переносном смысле удалось пролить свет на полузаброшенную коллекцию. «Мы чувствовали себя археологами, — вспоминает Белли. — За каждой дверью, в каждом буфете или шкафу оказывались сотни предметов, которые просто нужно было правильно разложить».

Габриелла Белли и Кьяра Скварчина из Фонда городских музеев вместе с оперным режиссером и сценографом Пьером Луиджи Пицци возглавили реновацию, вдохнувшую новую жизнь в музейные объекты, 70% из которых прежде не экспонировалось. Сегодня почти вся оригинальная коллекция Мариано Фортуни вернулась домой. Команде потребовался год на разработку плана новой экспозиции. По фотографиям и картинам воссоздали интерьер, отражающий максималистский дух дизайнера. С потолка свисают антикварные ткани, на длинных диванах лежат подушки из набивных тканей по эскизам Фортуни, а его фреска «Зимний сад», долгие годы заставленная мебелью, наконец-то предстала во всей красе.

К работе над экспозицией пригласили оперного режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци. Фото: Massimo Listri
К работе над экспозицией пригласили оперного режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци.
Фото: Massimo Listri

Студия на втором этаже рассказывает об инновациях Фортуни в области фотографии, полиграфии и сценографии. На столе в его библиотеке лежат раскрытые книги: фотоальбомы, прессованные листы и анатомические наброски, с любовью подписанные от руки.

На первом этаже музея появилось новое временное выставочное пространство. Оно открылось выставкой 14 современных работ, переданных в 2015 году в дар музеям Венеции из собрания Джузеппе Панзы. «Мы не хотели отвлекать внимание от творчества Фортуни, — говорит Белли, — но воспользовались возможностью, чтобы продемонстрировать и это маленькое сокровище».  

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+