18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Венеции после реставрации и реэкспозиции вновь открыто палаццо Фортуни

Мастерская художника, модельера и дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо на первом этаже палаццо. Photo: Massimo Listri
Мастерская художника, модельера и дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо на первом этаже палаццо. Photo: Massimo Listri
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Этот дворец знаменит не только архитектурными достоинствами, но и интерьерами, созданными для себя художником и дизайнером Мариано Фортуни-и-Мадрасо. Его персональный музей теперь преподнесен по-новому

Изначально этот дворец, построенный в XV веке в стиле венецианской готики, носил название палаццо Пезаро — Орфеи, но сейчас больше известен под именем палаццо Фортуни. Здесь долгое время жил и работал испанский художник, модельер и дизайнер Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871–1949). По завещанию владельца здание в 1956 году было передано городу, тут открылся дом-музей художника. В ноябре 2019 года, во время наводнения, холл сильно затопило, так что дворец пришлось закрыть на реставрацию. Через два с половиной года, после устранения повреждений, музей открылся вновь.

За время, совпавшее с периодом пандемии, восстановили весь первый этаж. Стены очистили и укрепили, а деревянный пол уложили заново. Коснулись изменения и самого музея Фортуни: временное выставочное пространство (здесь проходили знаменитые выставки, например Artempo под кураторством Жан-Юбера Мартена) превратилось в постоянное — теперь экспозиция открыта круглый год.

Мариано Фортуни обставлял интерьеры палаццо в своем вкусе. Фото: Massimo Listri
Мариано Фортуни обставлял интерьеры палаццо в своем вкусе.
Фото: Massimo Listri

Говоря о реставрации, Габриелла Белли, директор Фонда городских музеев Венеции, одним из важнейших называет момент, когда с окон наконец сняли темные закопченные ставни, появившиеся еще во время реставрации 1980-х годов. Убрали и мрачные портьеры — так в прямом и переносном смысле удалось пролить свет на полузаброшенную коллекцию. «Мы чувствовали себя археологами, — вспоминает Белли. — За каждой дверью, в каждом буфете или шкафу оказывались сотни предметов, которые просто нужно было правильно разложить».

Габриелла Белли и Кьяра Скварчина из Фонда городских музеев вместе с оперным режиссером и сценографом Пьером Луиджи Пицци возглавили реновацию, вдохнувшую новую жизнь в музейные объекты, 70% из которых прежде не экспонировалось. Сегодня почти вся оригинальная коллекция Мариано Фортуни вернулась домой. Команде потребовался год на разработку плана новой экспозиции. По фотографиям и картинам воссоздали интерьер, отражающий максималистский дух дизайнера. С потолка свисают антикварные ткани, на длинных диванах лежат подушки из набивных тканей по эскизам Фортуни, а его фреска «Зимний сад», долгие годы заставленная мебелью, наконец-то предстала во всей красе.

К работе над экспозицией пригласили оперного режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци. Фото: Massimo Listri
К работе над экспозицией пригласили оперного режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци.
Фото: Massimo Listri

Студия на втором этаже рассказывает об инновациях Фортуни в области фотографии, полиграфии и сценографии. На столе в его библиотеке лежат раскрытые книги: фотоальбомы, прессованные листы и анатомические наброски, с любовью подписанные от руки.

На первом этаже музея появилось новое временное выставочное пространство. Оно открылось выставкой 14 современных работ, переданных в 2015 году в дар музеям Венеции из собрания Джузеппе Панзы. «Мы не хотели отвлекать внимание от творчества Фортуни, — говорит Белли, — но воспользовались возможностью, чтобы продемонстрировать и это маленькое сокровище».  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+