18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Герхард Рихтер в новом тысячелетии: почти тот же, но и совсем другой

«Поток» — одна из работ Герхарда Рихтера, выполненных лаком на стекле. 2013. Фрагмент. Фото: Courtesy of the Artist
«Поток» — одна из работ Герхарда Рихтера, выполненных лаком на стекле. 2013. Фрагмент.
Фото: Courtesy of the Artist
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Шестой том каталога-резоне прославленного художника посвящен его работам, созданным относительно недавно, в том числе гигантскому витражу для Кельнского собора, маленьким живописным абстракциям и скульптурам из стекла

Художник Герхард Рихтер (р. 1932) прославился тем, что вывел живопись из тупика минимализма 1960-х годов благодаря переосмыслению мощных тем и образности работ, созданных в манере черно-белого фотореализма. Но его поздние абстракции говорят о нем как о художнике с гораздо более широким диапазоном. Шестой том монументального каталога-резоне подводит итог творчеству мастера в 2007–2019 годах.

Dietmar Elger. Gerhard Richter. Catalogue Raisonné: Volume 6. 2007–2019. Hatje Cantz. 528 с.: 700 ил. €248/£225. На английском и немецком языках
Dietmar Elger. Gerhard Richter. Catalogue Raisonné: Volume 6. 2007–2019. Hatje Cantz. 528 с.: 700 ил. €248/£225. На английском и немецком языках

Здесь представлено 58 произведений живописи (иногда многосоставных), а также скульптуры, инсталляции и, в частности, витраж для Кельнского собора. Окно 19-метровой высоты было оформлено 11 тыс. бессистемно распределенных квадратов цветного стекла. Нововведением этого периода стали и большие цифровые изображения узких многоцветных горизонтальных полосок. Скульп­туры того же времени созданы из вертикально стоящих стекол, некоторые напоминают согнутые стальные листы Ричарда Серра. При создании небольших картин Рихтер использовал лак — на их стеклянных поверхностях растекаются и частично сливаются отдельные цвета. Картины на стекле, возможно, самые совершенные работы художника. Они напоминают отполированные спилы камней, но одновременно схожи со «смазанными» абстракциями, при создании которых Рихтер использовал резиновый скребок. Эти последние наиболее многочисленны среди произведений художника в рассматриваемый период; работ в размытом фотографическом стиле в 2010-х появилось совсем мало. В 2017 году и вовсе наблюдается резкое сокращение числа произведений Рихтера; в 2018-м он создал всего две работы, и еще три появились в следующем году. Все они были вариантами давно осуществленных замыслов.

Витраж Герхарда Рихтера в Кельнском соборе. 2007. Фото: Courtesy of the Artist
Витраж Герхарда Рихтера в Кельнском соборе. 2007.
Фото: Courtesy of the Artist

Как уже говорилось, шестой том включает картины, скульп­туры и витражи, в нем нет рисунков, гравюр и раскрашенных фотографий. За вступительной статьей следует собственно каталог с хронологической нумерацией. Отсутствуют только те произведения из названных категорий, которые сам Рихтер не счел нужным включить в каталог. Издатели сообщают: «Ненумерованные работы были созданы как сувениры или коммерческие заказы и не имеют художественной ценности для Рихтера. Некоторые он считал неудачными и тем не менее дарил друзьям. Один раз Рихтер просто забыл дать номер картине. Пересмотрев эти работы, позже он присвоил номера некоторым из них».

Дитмар Элгер, директор Архива Герхарда Рихтера в Дрездене, выступая составителем каталога, был аккуратен и внимателен. В книге не обнаруживается никаких серьезных ошибок — есть, правда, пропуски в перечне литературы. Впрочем, в случае художника, с именем которого связано такое обилие комментариев и толкований, литературу все равно требовалось просеивать.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+