После реставрации Петр Великий будет вновь зажигать у Красной Горки

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846.
Фото: Государственный Русский музей
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Накануне большой выставки, посвященной 350-летию первого российского императора, Русский музей завершает реставрацию исторического полотна кисти Ивана Айвазовского. Знаменитый маринист запечатлел на нем ратный подвиг государя Петра Алексеевича

Одно из полотен исторической серии Ивана Айвазовского, посвященных событиям Северной войны 1700–1721 годов, реставрируется к юбилейной выставке, которая откроется в Государственном Русском музее к 350-летию первого русского императора. Картина «Петр I при Красной Горке» впервые за свою почти 180-летнюю историю проходит комплексную реставрацию.

Эта работа Айвазовского находится в музее с 1929 года. Почти все это время она экспонировалась в залах, но ни разу не подвергалась серьезной реставрации. Как рассказали нашему изданию в ГРМ, полотно неоднократно поновляли, делали заплатки на местах повреждений, и постепенно авторская живопись буквально скрылась под темными слоями лака.

«Со временем масло, смола и лак потемнели настолько, что все холодные, прозрачные тона буквально исчезли, — говорит Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи. — Исчез контраст между темными тучами и яркими лучами заходящего солнца, все нюансы и оттенки ушли под фильтр темного лака. И только расчистка позволила увидеть настоящий авторский колорит».

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский в 1846 году создал серию полотен, посвященных морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке. В частности, картина «Петр I при Красной Горке» написана на основе исторических событий 1 мая 1710 года, когда император, спасая свои корабли от гибели в бурю, развел на берегу костер, ставший маяком. Флот был спасен, и вскоре Выборг сдался. За время бытования в музее картина принимала участие во многих выездных выставках. Побывала и в эвакуации. За почти 180 лет авторский холст стал хрупким и ломким, на живописном слое проявились разрывы, полотно невозможно было накатать на вал. На последнюю выставку в Малаге картину перевозили в специальном контейнере, не вынимая из рамы. После показа в Испании специалисты приняли решение о немедленной реставрации работы.

Первое, что пришлось им сделать, — сдублировать картину на новый холст. Затем они закрыли авторским грунтом, взятым с широких кромок полотна, разрывы в красочном слое. Немало времени ушло на удаление многочисленных слоев старого лака и тонировку. Эта реставрация стала возможна благодаря участию ПАО «Газпром», выделившему средства на необходимые материалы.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+