В ГМИИ художники претворяют бедствия в искусство

Франсиско Гойя. «Способ летать». Лист 13 из серии «Диспаратес». 1816–1824. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Франсиско Гойя. «Способ летать». Лист 13 из серии «Диспаратес». 1816–1824.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка «Между землей и небом» в ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает произведения художников четырех столетий: Рембрандта, Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга, созданные в моменты сильного потрясения и душевных испытаний

Кураторы Анна Чудецкая и Олег Антонов объединили офорты и рисунки четырех авторов: Рембрандта (1606–1669), Франсиско Гойи (1746–1828), Василия Чекрыгина (1897–1922) и Эдуарда Штейнберга (1937–2012). Эти художники жили в разные эпохи и в разных странах — в Испании, Голландии и России; объединяет же их то, что свои работы они создавали в моменты сильного душевного потрясения, в периоды ужасных испытаний. Говоря словами пресс-релиза, эта выставка — о «падении и искуплении, отчаянии и надежде», хотя отчаяние в ней явно перевешивает надежду.

Посетители на выставке «Между землей и небом» в Пушкинском музее. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Посетители на выставке «Между землей и небом» в Пушкинском музее.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Серию офортов «Диспаратес» («Нелепицы») Гойя сделал в 1815–1823 годах, в последние полтора десятка лет жизни. Стилистически «Диспаратес» перекликаются с предыдущими сериями — «Капричос» (1790-е) и «Бедствиями войны» (1810–1820). Во всех трех художник, как обычно пишут в таких случаях, обличал социальные пороки, однако содержание «Нелепиц» более загадочно. Гойе было около 70-ти, когда он приступил к работе. К тому моменту он уже 14 лет был глухим. Его преследовали мучительные головные боли и катастрофически подводило зрение. Вдобавок он наблюдал вокруг себя ужасы войны. В начале XIX века Испания пережила французскую оккупацию, отречение в 1808-м и реставрацию в 1814-м династии Бурбонов и кровавый политический террор, который эти события сопровождал. В 1824-м 78-летний художник уехал в эмиграцию во Францию. Исследователи до сих спорят о метафорическом подтексте «Диспаратес», до конца не ясно, какие саркастические и зловещие смыслы вкладывал Гойя в своих героев-уродцев и в названия типа «Похищенная конем», «Забавная бессмыслица», «Летающая глупость».

Но ощущение тотального шабаша темных сил и, как следствие, авторское отчаяние эти работы передают.

Показанные на выставке офорты Рембрандта хронологически охватывают 20 лет — с 1630-х до 1650-х. В начале этого отрезка художник был молодым, модным и богатым, однако после смерти от туберкулеза в 1642 году его жены Саскии, кончины троих из четырех детей, банкротства в 1656-м, чумы 1663–1664 годов, унесшей жизни 25 тыс. жителей Амстердама, в том числе второй, гражданской жены художника — Хендрикье Стоффелс, у Рембрандта хватало поводов стать мизантропом.

Но именно в поздний период он достиг подлинного величия как художник.

Если в ранних офортах на библейские темы мы любуемся миниатюрно проработанными деталями, тонкой штриховкой и считываем в них послания о милости, кротости и любви, то в поздних листах — например, в одной из самых известных рембрандтовских гравюр «Христос, распятый между разбойниками» («Три креста») (1653), — перед нами вселенская трагедия, апофеоз насилия и смерти.

Рембрандт. «Три дерева». 1643. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Рембрандт. «Три дерева». 1643.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Много написано об умении Рембрандта передавать свет, но с неменьшим талантом он создавал на листе тьму, беспросветный мрак, в котором, как в гудроне, растворяются фигуры людей. Эта самая черная ночь повторяется в полудюжине офортов, становясь метафорой смерти гуманизма как такового.

Своя печаль была и у Эдуарда Штейнберга, но тут речь не об отчаянии, а, скорее, о меланхолии — на выставке раздел художника получился самым «нарядным». В 1970-е Штейнберг купил дом-дачу в деревне Погорелка Горьковской области (ныне — Нижегородская) и в следующие десятилетия наблюдал, как уходили из жизни старики, молодежь перебиралась в город, разрушались дома.

Эдуард Штейнберг. «Композиция». 2008. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Эдуард Штейнберг. «Композиция». 2008.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В середине 1980-х художник в его отточенном абстрактно-геометрическом стиле создал «Деревенский цикл» — галерею портретов жителей Погорелки. «Имена и фамилии, включенные в композиции, сочетаются с символами смерти — крестами и пустыми глазницами-окнами покинутых домов. Эти элементы превращают… портреты в своеобразный мемориальный комплекс». (Как известно, с 2016 года дом-мастерская Эдуарда Штейнберга в Тарусе по воле его вдовы Галины Маневич является филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина.)

И наконец, самый ошеломляющий участник выставки — Василий Чекрыгин.

Обычно его творчество объясняют тем, что он был мистиком, последователем русского философа Николая Федорова и верил в воскрешение мертвых. Все это действительно имело место, но на выставке акцент сделали на раннюю биографию художника, прожившего всего 25 лет. Он был вундеркиндом, в 13 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, жил в семье архитектора Федора Шехтеля, с сыном которого близко дружил.

Работы Василия Чекрыгина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Работы Василия Чекрыгина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В 18 лет добровольцем ушел на Первую мировую войну, в 20 наблюдал зверства революции — насилие, расстрелы — и, судя по всему, так и не оправился от потрясений. В 1920-м он писал своей будущей жене Вере Котовой-Бернштам, что «потерял чувство быта». «Во мне бродит что-то темное, то обжигает, то замораживает мою плоть. Я не ищу себе мечты в жизни, я смотрю… на образы, чуждые мне… они не дают мне легко дышать». Он погиб нелепо, попав в сумерках под поезд. Мечта Чекрыгина о воскрешении мертвых была иррациональной надеждой на высшую справедливость, торжество — несмотря ни на что — человечности и гуманизма.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Между землей и небом»
До 24 июля

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
6
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
7
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Единственная в России ярмарка антиквариата открылась в Гостином Дворе с подзаголовком «Русский стиль» и делает акцент на искусстве оформления интерьеров, ее участниками стали мебельные, интерьерные и текстильные дизайнеры
23.11.2022
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+