18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию

Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней

Картины, которые были представлены на выставке «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже, вернулись в Россию. В настоящее время, как сообщает Министерство культуры РФ, экспонаты уже доставлены в государственные музеи.

Это 67 работ из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 произведения из Третьяковской галереи и 2 — из Русского музея. Не все они входили непосредственно в коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых — некоторые были представлены на выставке, чтобы, согласно кураторской идее, создать более полное впечатление о семье меценатов и эпохе, в которую они жили и собирали произведения искусства.

«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

«Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“, „Хепри“ и „Хазенкамп“», — сообщается в телеграм-канале министра культуры Ольги Любимовой.

Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка в Российскую Федерацию всех картин, графических работ и скульптур длилась почти 20 дней, последние машины пересекли российскую границу 2 мая. Ранее Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, рассказал, что первая машина прибыла в страну еще до 18 апреля. Длительность перевозки экспонатов была связана с требованиями безопасности и установленными страховой компанией правилами. «Дорожная карта» прорабатывалась тщательно, с учетом всех возможных осложнений в связи с нынешней геополитической обстановкой. В график удалось вписаться идеально: приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая.

«Выставка в Париже стала яркой демонстрацией исторической роли русского коллекционирования и русского искусства в начале XX века. События вокруг неё показали действенность системы гарантий и иммунитетов, разработанных российскими музеями в течение последних десятилетий», – сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По его словам, «первое реставрационное обследование показало, что состояние сохранности экспонатов – хорошее».

Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

Три картины остались в Париже. Это «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова из музея украинского города Днепр (он вернется туда, когда условия будут благоприятными), а также «Портрет Тимофея Морозова» Серова из коллекции Вячеслава Кантора и принадлежащий Петру Авену автопортрет Петра Кончаловского, которые были задержаны французскими властями, поскольку их владельцы оказались в санкционных списках. В конце апреля Михаил Швыдкой рассказал по их поводу РИА Новости: «Что касается двух произведений из коллекции Морозовых, которые принадлежат частным лицам, то они находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас мы рассматриваем все юридические возможности для решения вопроса с этими вещами».

Доставка, по словам источника TAN из французского правительства, ранее рассказавшего изданию об обстоятельствах, осуществлялась наземным транспортом, так как прямого авиасообщения между Россией и Францией сейчас нет. Французскому правительству пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств. Оно установило дипломатические контакты со всеми соответствующими странами, чтобы гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой.

Распаковка картины Клода Моне  «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Распаковка картины Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Большинство из возвратившихся работ можно будет увидеть на выставке, посвященной Морозовым, которая должна открыться в Пушкинском музее в конце июня. Параллельно в Эрмитаже покажут выставку, посвященную коллекционеру и меценату Сергею Щукину, которая ранее была показана в Париже и Москве. Таким образом, грандиозный проект по показу воссоединенных дореволюционных собраний импрессионистов и постимпрессионистов Щукина и Морозова (в советский период разделенных между ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажем) будет завершен.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
7
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+