Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию

Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней

Картины, которые были представлены на выставке «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже, вернулись в Россию. В настоящее время, как сообщает Министерство культуры РФ, экспонаты уже доставлены в государственные музеи.

Это 67 работ из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 произведения из Третьяковской галереи и 2 — из Русского музея. Не все они входили непосредственно в коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых — некоторые были представлены на выставке, чтобы, согласно кураторской идее, создать более полное впечатление о семье меценатов и эпохе, в которую они жили и собирали произведения искусства.

«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

«Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“, „Хепри“ и „Хазенкамп“», — сообщается в телеграм-канале министра культуры Ольги Любимовой.

Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка в Российскую Федерацию всех картин, графических работ и скульптур длилась почти 20 дней, последние машины пересекли российскую границу 2 мая. Ранее Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, рассказал, что первая машина прибыла в страну еще до 18 апреля. Длительность перевозки экспонатов была связана с требованиями безопасности и установленными страховой компанией правилами. «Дорожная карта» прорабатывалась тщательно, с учетом всех возможных осложнений в связи с нынешней геополитической обстановкой. В график удалось вписаться идеально: приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая.

«Выставка в Париже стала яркой демонстрацией исторической роли русского коллекционирования и русского искусства в начале XX века. События вокруг неё показали действенность системы гарантий и иммунитетов, разработанных российскими музеями в течение последних десятилетий», – сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По его словам, «первое реставрационное обследование показало, что состояние сохранности экспонатов – хорошее».

Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

Три картины остались в Париже. Это «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова из музея украинского города Днепр (он вернется туда, когда условия будут благоприятными), а также «Портрет Тимофея Морозова» Серова из коллекции Вячеслава Кантора и принадлежащий Петру Авену автопортрет Петра Кончаловского, которые были задержаны французскими властями, поскольку их владельцы оказались в санкционных списках. В конце апреля Михаил Швыдкой рассказал по их поводу РИА Новости: «Что касается двух произведений из коллекции Морозовых, которые принадлежат частным лицам, то они находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас мы рассматриваем все юридические возможности для решения вопроса с этими вещами».

Доставка, по словам источника TAN из французского правительства, ранее рассказавшего изданию об обстоятельствах, осуществлялась наземным транспортом, так как прямого авиасообщения между Россией и Францией сейчас нет. Французскому правительству пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств. Оно установило дипломатические контакты со всеми соответствующими странами, чтобы гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой.

Распаковка картины Клода Моне  «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Распаковка картины Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Большинство из возвратившихся работ можно будет увидеть на выставке, посвященной Морозовым, которая должна открыться в Пушкинском музее в конце июня. Параллельно в Эрмитаже покажут выставку, посвященную коллекционеру и меценату Сергею Щукину, которая ранее была показана в Париже и Москве. Таким образом, грандиозный проект по показу воссоединенных дореволюционных собраний импрессионистов и постимпрессионистов Щукина и Морозова (в советский период разделенных между ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажем) будет завершен.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+