18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию

Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней

Картины, которые были представлены на выставке «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже, вернулись в Россию. В настоящее время, как сообщает Министерство культуры РФ, экспонаты уже доставлены в государственные музеи.

Это 67 работ из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 произведения из Третьяковской галереи и 2 — из Русского музея. Не все они входили непосредственно в коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых — некоторые были представлены на выставке, чтобы, согласно кураторской идее, создать более полное впечатление о семье меценатов и эпохе, в которую они жили и собирали произведения искусства.

«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

«Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“, „Хепри“ и „Хазенкамп“», — сообщается в телеграм-канале министра культуры Ольги Любимовой.

Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка в Российскую Федерацию всех картин, графических работ и скульптур длилась почти 20 дней, последние машины пересекли российскую границу 2 мая. Ранее Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, рассказал, что первая машина прибыла в страну еще до 18 апреля. Длительность перевозки экспонатов была связана с требованиями безопасности и установленными страховой компанией правилами. «Дорожная карта» прорабатывалась тщательно, с учетом всех возможных осложнений в связи с нынешней геополитической обстановкой. В график удалось вписаться идеально: приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая.

«Выставка в Париже стала яркой демонстрацией исторической роли русского коллекционирования и русского искусства в начале XX века. События вокруг неё показали действенность системы гарантий и иммунитетов, разработанных российскими музеями в течение последних десятилетий», – сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По его словам, «первое реставрационное обследование показало, что состояние сохранности экспонатов – хорошее».

Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

Три картины остались в Париже. Это «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова из музея украинского города Днепр (он вернется туда, когда условия будут благоприятными), а также «Портрет Тимофея Морозова» Серова из коллекции Вячеслава Кантора и принадлежащий Петру Авену автопортрет Петра Кончаловского, которые были задержаны французскими властями, поскольку их владельцы оказались в санкционных списках. В конце апреля Михаил Швыдкой рассказал по их поводу РИА Новости: «Что касается двух произведений из коллекции Морозовых, которые принадлежат частным лицам, то они находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас мы рассматриваем все юридические возможности для решения вопроса с этими вещами».

Доставка, по словам источника TAN из французского правительства, ранее рассказавшего изданию об обстоятельствах, осуществлялась наземным транспортом, так как прямого авиасообщения между Россией и Францией сейчас нет. Французскому правительству пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств. Оно установило дипломатические контакты со всеми соответствующими странами, чтобы гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой.

Распаковка картины Клода Моне  «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Распаковка картины Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Большинство из возвратившихся работ можно будет увидеть на выставке, посвященной Морозовым, которая должна открыться в Пушкинском музее в конце июня. Параллельно в Эрмитаже покажут выставку, посвященную коллекционеру и меценату Сергею Щукину, которая ранее была показана в Париже и Москве. Таким образом, грандиозный проект по показу воссоединенных дореволюционных собраний импрессионистов и постимпрессионистов Щукина и Морозова (в советский период разделенных между ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажем) будет завершен.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+