18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Крупнейшее частное собрание Эшера раскрывает глубину его иллюзий

Мауриц Эшер. «Рука с зеркальным шаром». Фрагмент. Январь 1935. Фото: Courtesy of Michael S. Sachs. All M.C. Escher works © The M.C. Escher Company, The Netherlands. All rights reserved.
Мауриц Эшер. «Рука с зеркальным шаром». Фрагмент. Январь 1935.
Фото: Courtesy of Michael S. Sachs. All M.C. Escher works © The M.C. Escher Company, The Netherlands. All rights reserved.
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В Хьюстонском художественном музее проходит самая крупная выставка нидерландского художника: представлено более 400 объектов, в том числе оригинальные печатные камни. Она основана на коллекции Майкла С. Сакса, купившего 90% эшеровского наследия

Оптические иллюзии нидерландского графика Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972) приобрели широчайшую популярность в 1960-е годы у самой разной публики — от Мика Джаггера, который надеялся, что художник создаст дизайн обложки для одного из альбомов Rolling Stones, до британского математика Роджера Пенроуза, считавшего, что тот великолепно визуализирует научные идеи. В итоге композиции Эшера и подражания им стали чуть ли не обязательным украшением на стенах множества студенческих общежитий и на страницах учебников. Но, пока его творчество вдохновляло кинематографистов и создателей видеоигр, мир искусства оставался в стороне, рассматривая Эшера, чья графика имеет много общих черт с сюрреализмом и оп-артом, как нечто вторичное или чисто декоративное. Теперь же Хьюстонский музей изящных искусств решил изменить положение дел при помощи большой выставки «Виртуальные реальности. Искусство Маурица Эшера из коллекции Майкла С.Сакса».

Это самая крупная и всеобъемлющая выставка нидерландского художника: представлено более 400 объектов, в том числе около 200 экземпляров печатной графики, 100 рисунков, оригинальные печатные блоки и камни и даже его собственный шкаф для хранения графических работ.

Мауриц Эшер. «Относительность». Фрагмент. Июль 1953. Фото:  Courtesy of Michael S. Sachs. All M.C. Escher works © The M.C. Escher Company, The Netherlands. All rights reserved.
Мауриц Эшер. «Относительность». Фрагмент. Июль 1953.
Фото: Courtesy of Michael S. Sachs. All M.C. Escher works © The M.C. Escher Company, The Netherlands. All rights reserved.

Экспозиция основана на коллекции Майкла С. Сакса, начало которой было положено в 1980 году, когда он разом приобрел около 90% эшеровского наследия.Сакса, 84-летнего бывшего клинического психолога из Коннектикута, можно назвать своего рода антрепренером Эшера, поскольку он сочетает радости и обязанности коллекционирования с финансовыми выгодами дилерства. Он начал продавать печатную графику художника с 1970-х и, благодаря налаженным связям с его деловым консультантом и душеприказчиком Яном Вермеленом, смог приобрести у наследников большую часть корпуса работ Эшера, в том числе множество уникальных произведений и печатной графики. Сакс рассказывает, что заплатил за все «около миллиона долларов» и в последующие годы «распродал приблизительно половину». При этом он следил, особенно в последнее десятилетие, за тем, чтобы не разделять уникальные объекты.

Эшер уделял огромное внимание контрасту черного и белого и был очень придирчив к бумаге, использовавшейся для изготовления отпечатков, которые — за исключением литографий — делал самостоятельно. По словам куратора отдела печатной графики и рисунка хьюстонского музея Дины М.Вудолл, репродукции не способны передать подобные тонкости, так что возможность увидеть «настоящие произведения» собственными глазами может перевернуть представления о них. Особо она отмечает идеально состояние сохранности коллекции Сакса, которая большую часть времени скрыта от дневного света.

Мауриц Эшер. «Рисующие руки». Январь 1948. Фото: Courtesy of Michael S. Sachs. All M.C. Escher works © The M.C. Escher Company, The Netherlands. All rights reserved.
Мауриц Эшер. «Рисующие руки». Январь 1948.
Фото: Courtesy of Michael S. Sachs. All M.C. Escher works © The M.C. Escher Company, The Netherlands. All rights reserved.

В число наиболее знаменитых работ, участвующих в выставке, вошли литографии «Рисующие руки» (1948), изображение пары рисующих друг друга рук, и «Рептилии» (1943), где трехмерные ящерицы выходят из плоского рисунка и возвращаются в него. Эти вещи настолько известны, что практически каждый может описать их с закрытыми глазами, но если рассматривать их в масштабах творчества Эшера в целом, то это лишь своего рода оптическая иллюзия — черно-белая верхушка айсберга, скрывающая несметное богатство разноцветных чудес.

Изучение исламского декора в испанской Альгамбре в 1920–1930-е годы вдохновило Эшера на создание эскизов к мозаикам и замысловатых узоров, составленных из переплетающихся форм. Именно на основе этих работ, многие из которых выполнены в цвете, сформировались мотивы его графики. В нынешнюю экспозицию вошло множество этих рисунков, которые сам художник называл «симметриями». Например, «Симметрия № 62» (1944) состоит из сцепленных друг с другом синих и красных существ, выполненных цветными карандашами, чернилами и акварелью.

Эшер любил использовать цвет и в тиражной графике. Так, геометрический узор из уменьшающихся по мере приближения к центру рыб на красно-черной ксилографии «Путь жизни III» (1966) представляет собой изображение бесконечности, заворожившее Пенроуза и его коллег-математиков. В число экспонатов вошли доски, при помощи которых Эшер выстраивал композиции, в том числе тоновая доска, использованная им при создании гравюры «День и ночь» (1938). Эта работа строится на контрасте черных и белых птиц, что летят над пейзажем, переходящим из светлого в темный. Сакс признается, что он сам «неравнодушен к ксилографиям», которые Эшер печатал вручную, без станка. 

Хьюстонский музей изящных искусств
Виртуальные реальности. Искусство Маурица Эшера из коллекции Майкла С.Сакса
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+