18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Творить среди виноградников

Пространство резиденции спроектировано так, чтобы быть максимально функциональным для художника. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Пространство резиденции спроектировано так, чтобы быть максимально функциональным для художника.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Фонд искусства «Голубицкое» представляет новое здание арт-резиденции для художников и независимых исследователей

Фонд искусства «Голубицкое» представил новое здание арт-резиденции для художников и исследователей. Помещение, спроектированное архитектурным бюро «Новое», соединило мастерскую и жилую зону для художников. А резидент фонда российский дизайнер Александра Фалиштынская придумала предметы интерьера и текстиль по мотивам промыслов Таманского полуострова.

Проект Фонда искусства «Голубицкое», который расположился в одноименном действующем винодельческом хозяйстве на юге России, на узкой перемычке между морем и лиманами, в 2020 году запустила команда Центра современного искусства «Заря» из Владивостока. Параллельно в том же году открылась круглогодичная арт-резиденция для российских художников, кураторов, археологов, музыкантов и междисциплинарных исследователей.

Над интерьерами резиденции работали архитектурное бюро «Новое» и дизайнер Александра Фалиштынская. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Над интерьерами резиденции работали архитектурное бюро «Новое» и дизайнер Александра Фалиштынская.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

За прошедшее с тех пор время ее резидентами стали художник Михаил Максимов, представивший выставку «Абортивная археология/Abortive Archaeology vs Lossless Archaeology/Бережная археология», историк искусств Сергей Куликов и художник Николай Смирнов с исследовательским проектом «Таманский декамерон», художница Алиса Йоффе, репрезентовавшая выставку «Таманский дневник», независимый исследователь Женя Чайка, чья книга «Резиденции: как их готовить?» рассказывает о деятельности фонда и арт-резиденции.

«По сути, единственное требование к резиденту, — говорит Алиса Багдонайте, главный куратор Фонда искусства «Голубицкое», — работа с местным контекстом. Этому мы научились во Владивостоке — делать связку с территорией, настраиваться на пространство. На Таманском полуострове жили греки, меоты, скифы, гунны и другие народы, однако обстоятельства сложились так, что археология осталась единственной связью реальности и всей этой богатой истории». Произведения резидентов объединены тем, как авторы осмысляют природу и многовековую культуру региона. Для этого Фонд искусства «Голубицкое» дает каждому из них возможность пребывания в уединенной студии посреди виноградников с видом на Азовское море, где можно спокойно трудиться над задуманным.

Деталь интерьера резиденции. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Деталь интерьера резиденции.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

Перед командой архитектурного бюро «Новое» стояла задача сделать резиденцию максимально функциональной для художника, поэтому было решено совместить жилое и рабочее пространства. Архитекторы предложили использовать передвижные перегородки; с их помощью можно контролировать свет в помещении, закрываться от любопытных глаз туристов, а также создавать дополнительное рабочее место. Небольшая светлая студия, продуманная до мельчайших деталей, вмещает все необходимое для жизни и творчества одного человека.

По словам Алисы Багдонайте, при создании пространства арт-резиденции хотелось получить максимально нейтральное и функциональное место, приспособленное и для комфортной жизни, и для работы. Однако отсылки к локальной культуре и традициям (ведь в арочные, «ренессансные» окна резиденции видны виноградники) в интерьере все же были весьма желательны.

Пространство резиденции. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Пространство резиденции.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

В итоге местный контекст отразился в предметах быта — современных объектах дизайна, в которых можно проследить связь с историей Таманского полуострова и Краснодарского края. По приглашению фонда над декором пространств арт-резиденции, как мастерской, так и частной жилой зоны, работала дизайнер по текстилю Александра Фалиштынская, оформившая его тканями, мебелью и предметами интерьера.

Первым делом она провела исследование местных музейных коллекций, познакомилась с локальными производствами и ремесленными мастерскими Тамани и Кубани, изучила аутентичные текстильные техники, характерные для юга России конца XVIII — середины XX века. А затем подобрала и частично сама создала вещи для обустройства жилого и рабочего пространства для будущих гостей фонда.

Деталь интерьера резиденции. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Деталь интерьера резиденции.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

В текстиле Александры Фалиштынской используется геометрический орнамент, сходный с тем, что украшает кружева и вышивки из коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д.Фелицына. Вместе с Вероникой Резник и художественной студией VR Design дизайнер создала паттерн — декомпозицию традиционного узора до простых геометрических знаков: креста, ромба и треугольника. «Наша задача была, с одной стороны, сделать новый рисунок нейтральным и простым для восприятия, а с другой — сохранить глубокий символизм, присущий историческим орнаментам», — комментирует она. Основным материалом стал фактурный неокрашенный лен.

Помимо текстиля, совместно с командой завода «Кубаньфарфор» (в прошлом он известен как крупный советский фарфорово-фаянсовый завод «Чайка») дизайнер создала предметы из керамики. Сделанные для арт-резиденции предметы сохраняют признаки ручной лепки и росписи, но при этом остаются сугубо фабричным продуктом, готовым к тиражированию.

Пока работа Фонда искусства «Голубицкое» при­остановлена, но интерьер нового пространства, ожидающего своего первого резидента, смогут увидеть и оценить посетители винодельни. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+