18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тихая жизнь в произведениях петербургских художников прошлого и настоящего

Алла Давыдова. «Колизей». 2019. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Алла Давыдова. «Колизей». 2019.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Три выставки в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков знакомят с творчеством малоизвестных художников: замечательного графика 1930-х годов Ивана Петровского, художницы «левого ЛОСХа» Валентины Рахиной и автора современных гобеленов Аллы Давыдовой

Говорят, что архивы должны хорошо вылежаться, прежде чем открыться исследователям, а тем более широкой публике. Утверждение спорное, но в случае с художником Иваном Михайловичем Петровским (1902–1941) оно работает.

Почти 30 лет назад Тамара Хмельницкая, «младоформалистка», ученица Бориса Эйхенбаума и Юрия Тынянова, переводчица, литературовед, передала в Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП) 200 рисунков и картин своего мужа, никому не известного художника Петровского. Если бы музей сразу, в середине 1990-х, устроил выставку, она почти наверняка прошла бы незамеченной: тогда вовсю открывали мастеров первого ряда. Теперь дошли руки, в том числе реставраторов хрупкой бумаги 1930-х годов, на которой рисовал Петровский, чтобы предъявить публике этого художника. Открылся тонкий график, получивший уроки русского авангарда на рабфаке ВХУТЕМАСа в Москве, поступивший в Академию художеств в Ленинграде и почти сразу покинувший ее «без права восстановления».

Иван Петровский. «Уборка сахарного тростника». 1930-е. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Иван Петровский. «Уборка сахарного тростника». 1930-е.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

По воспоминаниям Хмельницкой, в то время в академии для первокурсников использовался «бригадный метод». По заданию преподавателя они пишут одну картину. Холст разделен на квадратики. Один рисует ноги, другой — туловище, третий — голову. Возможно, это преувеличение мемуаристки, но исследователи точно знают: академия затачивалась под нужды производства, стала готовить дизайнеров.

Петровский ушел из академии и посвятил себя ежедневным изображениям любимой жены. «Женщина в шляпке», «Дама в голубом у рояля», «Женская фигура в синем интерьере», «Женщина в красном», «Сидящая», «Читает на диване»… Но заработков у художника без диплома не было. О публичных показах не могло быть и речи. Петровский перебивался случайной работой по оформлению витрин. На выставке показан эскиз афиши лабазно-бакалейного магазина (1936).

В какой-то момент художнику улыбнулась удача. Экспрессивные рисунки черной тушью «Джаз», «Марш», «Оркестр», а также «Уборка сахарного тростника» и «Дровосек» создавались, возможно, как эскизы оформления театральных фойе или задников для спектаклей.

Валентина Рахина. «У озера». 1973-1974. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Валентина Рахина. «У озера». 1973-1974.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Одновременно в МИСП открыты еще две выставки. На одной представлены работы Валентины Рахиной (1932–2013), другая посвящена Алле Давыдовой.

Валентина Рахина была участницей известной группы «Одиннадцать» — художников «левого ЛОСХа», которые в начале 1970-х стремились уйти от канонов соцреализма. Их интересовали простые люди в простых житейских обстоятельствах. Рахину отличал от остальных членов группы интерес к цвету как главной ценности живописи. Яркие кроны деревьев в «Таврическом саду», рифмы голубого в платьях «Девочки с куклой», натюрморт с красным кувшином «У озера».

Фирменный стиль Аллы Давыдовой — создание гобеленов, в которых фактура нитей делает зримыми такие далекие от прикладного искусства понятия, как время и память. Серия «Семейный альбом» выткана по фотографиям из домашнего архива автора.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП)
Иван Петровский. «Открывая прошлое»
Валентина Рахина. «Просто о жизни»
Алла Давыдова. «Воздушные пути»
До 10 мая

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+