18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьба Архангельское: от рисунка до воплощения

Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Научный каталог архитектурной графики, хранимой в подмосковном музее-усадьбе, описывает и демонстрирует те листы, из духа и буквы которых возникал исторический облик ансамбля. Проведенные исследования меняют некоторые наши представления о прошлом

Музей-усадьба «Архангельское» выпустил научный каталог своего собрания архитектурной графики, которое включает рисунки и чертежи архитекторов, в разное время работавших на строительстве подмосковной усадьбы и отдельных сооружений на ее территории.

К эпохе, когда имение принадлежало князьям Голицыным, относятся рисунки архитекторов Жан-Жакоба Герна и Джакомо Тромбары (об особенностях французского неоклассицизма Герна пишет Юлия Клименко). А в 1810 году усадьбу приобрел Николай Борисович Юсупов, который развернул здесь активное строительство. Проект гос­подского дома исследователи связывают с именами Осипа Бове, Ильи Жукова, Степана Мельникова и Евграфа Тюрина (чертежи двух последних воспроизведены в книге). Обстоятельствам этого строительства, а также подробному анализу корпуса архитектурной графики в контексте предпочтений Николая Юсупова посвящена вступительная статья Татьяны Дудиной.

Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.
Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.

Особого внимания удостоен проект знаменитого Театра Гонзаги — жемчужины усадьбы. Самому Пьетро Гонзаге приписывается всего два рисунка из коллекции, имена остальных авторов чертежей не установлены. Марина Краснобаева приводит в своей статье все известные факты об этом проекте. Да и в целом авторы-составители суммируют сведения об отдельных памятниках, скрупулезно изучив каждый чертеж и рисунок. Для этого были привлечены материалы из разных музейных собраний Москвы и Петербурга.

Внутри самого каталога продолжается рассказ об истории создания ансамбля, так как все графические листы поделены на соответствующие группы. Сначала приведены планы усадьбы, затем проекты Большого дома разных архитекторов, а далее — различные постройки в саду и парке. И конечно, театр и усыпальница Юсуповых — Сумароковых-Эльстонов, построенная по проекту Романа Клейна.

Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

В каталожных описаниях отдельные постройки рассматриваются в контексте истории русского зодчества того или иного периода. Это позволяет по-новому взглянуть на летопись создания и бытования всего ансамбля. Вопреки распространенному мнению о том, что авторами архитектурной графики для усадьбы Архангельское были крепостные зодчие, в каталоге впервые обосновывается факт привлечения Николаем Юсуповым к производству чертежей учеников Архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения, начальником которой он состоял с 1814 года.  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+