18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьба Архангельское: от рисунка до воплощения

Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Научный каталог архитектурной графики, хранимой в подмосковном музее-усадьбе, описывает и демонстрирует те листы, из духа и буквы которых возникал исторический облик ансамбля. Проведенные исследования меняют некоторые наши представления о прошлом

Музей-усадьба «Архангельское» выпустил научный каталог своего собрания архитектурной графики, которое включает рисунки и чертежи архитекторов, в разное время работавших на строительстве подмосковной усадьбы и отдельных сооружений на ее территории.

К эпохе, когда имение принадлежало князьям Голицыным, относятся рисунки архитекторов Жан-Жакоба Герна и Джакомо Тромбары (об особенностях французского неоклассицизма Герна пишет Юлия Клименко). А в 1810 году усадьбу приобрел Николай Борисович Юсупов, который развернул здесь активное строительство. Проект гос­подского дома исследователи связывают с именами Осипа Бове, Ильи Жукова, Степана Мельникова и Евграфа Тюрина (чертежи двух последних воспроизведены в книге). Обстоятельствам этого строительства, а также подробному анализу корпуса архитектурной графики в контексте предпочтений Николая Юсупова посвящена вступительная статья Татьяны Дудиной.

Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.
Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.

Особого внимания удостоен проект знаменитого Театра Гонзаги — жемчужины усадьбы. Самому Пьетро Гонзаге приписывается всего два рисунка из коллекции, имена остальных авторов чертежей не установлены. Марина Краснобаева приводит в своей статье все известные факты об этом проекте. Да и в целом авторы-составители суммируют сведения об отдельных памятниках, скрупулезно изучив каждый чертеж и рисунок. Для этого были привлечены материалы из разных музейных собраний Москвы и Петербурга.

Внутри самого каталога продолжается рассказ об истории создания ансамбля, так как все графические листы поделены на соответствующие группы. Сначала приведены планы усадьбы, затем проекты Большого дома разных архитекторов, а далее — различные постройки в саду и парке. И конечно, театр и усыпальница Юсуповых — Сумароковых-Эльстонов, построенная по проекту Романа Клейна.

Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

В каталожных описаниях отдельные постройки рассматриваются в контексте истории русского зодчества того или иного периода. Это позволяет по-новому взглянуть на летопись создания и бытования всего ансамбля. Вопреки распространенному мнению о том, что авторами архитектурной графики для усадьбы Архангельское были крепостные зодчие, в каталоге впервые обосновывается факт привлечения Николаем Юсуповым к производству чертежей учеников Архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения, начальником которой он состоял с 1814 года.  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+