18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей имени Андрея Рублева посвятил выставку святым врачам

«Преподобные Моисей Угрин, Мартириан, Иоанн Многострадальный и мученица Фомаида». Вторая четверть XIX века. Собрание С. и У.Риццо. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Преподобные Моисей Угрин, Мартириан, Иоанн Многострадальный и мученица Фомаида». Вторая четверть XIX века. Собрание С. и У.Риццо.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Выставка «Святые врачи» посвящена образам целителей в иконописи, среди которых великомученик Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан, преподобный Сампсон Странноприимец и другие почитаемые святые

Дар целительства в христианской традиции неразрывно связан с молитвой и верой. такое представление веками отражалось и в текстах, и в изображениях, и в богослужебной практике, и в поведенческих паттернах, обусловленных почитанием того или иного святого.

Выставка в Музее имени Андрея Рублева состоит из двух больших разделов, которые сопряжены между собой тематически, но разграничены по формальным признакам. те самые святые врачи из ее названия стали главными героями первого раздела, поскольку образуют особую группу в сонме небесных покровителей. «можно сказать, что это целый чин святых целителей, или „врачей-бессребреников“, — рассказывает Надежда Герасименко, куратор выставки и заведующая научно-фондовым отделом музея. — Хотя официально такого чина нет, но в иконописных руководствах эта группа выделяется. она небольшая, первоначально включавшая примерно 13 святых, потом была несколько расширена. Чаще всего эти святые были при жизни профессиональными врачами, хотя лечили они не только врачебным искусством, но и обращением к имени Бога».

К этому условному чину относят великомученика Пантелеимона, его учителя Ермолая, бессребреников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, преподобного Сампсона Странноприимца и нескольких других святых врачей византийского времени. сюда же включены четверо русских «безмездных врачей», все они были связаны с киево-печерской лаврой — это Прохор Чудотворец, Агапит, Дамиан и Ипатий.

«Святитель Спиридон Тримифунтский». Конец XIX века. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святитель Спиридон Тримифунтский». Конец XIX века.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Второй раздел выставки посвящен церковным и народным представлениям о помощи при болезнях, которую можно было ждать от гораздо более широкого круга небесных покровителей. Традиция наделяла многих из них: святителей, мучеников, преподобных и святых жен, — помимо прочего, еще и даром целительства. В русской иконописи и печатной графике существовал особый жанр «лечебников», или «целебников», — многочастных композиций с изображениями ликов и словесными пояснениями, «каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны». Нередко представления эти слабо соотносились с житиями и официальными чинами почитания.

«Священномученик Власий Севастийский исцеляет отрока, подавившегося костью». Первая четверть XIX века. Собрание В.М.Федотова. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Священномученик Власий Севастийский исцеляет отрока, подавившегося костью». Первая четверть XIX века. Собрание В.М.Федотова.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Основой выставки служат иконы разного времени — от складня XV века из собрания Третьяковской галереи до произведений, датированных началом хх столетия. Хотя представлено и множество других исторических материалов. Например, в одной из витрин показаны вотивные подвески к иконам (фигурки, изображающие людей в целом или части тела) в благодарность за излечение или в надежде на него. По словам Надежды Герасименко, эта традиция наблюдалась в регионах, тесно контактировавших с католическим миром, в частности на Брянщине и в Архангельской губернии.

Экспозиция получилась многодельной: 27 участников выставки — от государственных и частных музеев до церковных собраний и частных коллекций.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
6
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
Ивановская область может по-настоящему удивить. В XIX веке местные промышленники превращали затерянные в лесах села в процветающие города. Плоды их трудов чудом сохранились, а некоторые фабрики и музеи и сегодня функционируют
04.07.2025
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
7
Садовая галерея
Частные ландшафтные сады как новый тренд, который помогают воплощать высокотехнологичные гаджеты CAIMAN
04.07.2025
Садовая галерея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+