18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Олег Кулик о «Большой матери»: «Я не делал пародии. Эта скульптура — моя исповедь»

Художник Олег Кулик на выставке «Безответственная живопись» в ГУМ-Red-Line. 2019. Фото: ГУМ-Red-Line
Художник Олег Кулик на выставке «Безответственная живопись» в ГУМ-Red-Line. 2019.
Фото: ГУМ-Red-Line

Звезда русской арт-сцены, художник Олег Кулик объяснил смысл своей скульптуры, внешний вид которой заставил депутатов Госдумы обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело

Художник Олег Кулик вчера был вызван в Следственный комитет, чтобы дать разъяснения по поводу скульптуры «Большая мать», которая была показана на прошедшей в выходные ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе. Ранее писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в этом произведении пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично».

Скульптура Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Скульптура Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

По нашей просьбе Олег Кулик объяснил, что хотел сказать своей работой:

«Пока идет следствие, открыто уголовное дело по факту об осквернении символов воинской славы (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). Будет заключение экспертной комиссии СК, было ли оскорбление воинской чести и славы. Личное приняли за общее. Сегодня написал следователю объяснительную. Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и ее даже не начинал. Скульптура „Большая мать“ была выставлена в 2018 году. Делалась она почти три года и была болезненным изживанием травмы, связанной с расставанием с любимой женой. У меня жизнь исчезла, не то что какие-то символы или вопросы окружающих людей. Я обнаружил себя в энергетическом тупике, не мог работать. Я всегда был трудоголиком и человеком без тормозов, но вдруг оказался человеком, который затормозил и надолго.

Эта скульптура — моя исповедь, попытка самоанализа и в каком-то смысле терапия. Мне казалось, это получилось, хотя сегодня у меня возникли сомнения.

Я не делал пародии. На три года ни у одной пародии не хватит энергии. Меч, вложенный в руки самой архаичной из Венер, был просто выразительным символом власти. Во время работы он претерпел не одну трансформацию: сначала была плеть, которая сложно связывала всех персонажей, потом возник изогнутый кинжал-ятаган, но он привнес неожиданные смыслы, напрямую отсылая к восточным богиням смерти. Прямой меч давал необходимую остроту и законченность композиции, но он, конечно, не отсылал конкретно ни к „Свободе на баррикадах“ Делакруа, ни к Вучетичу.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre
Дэмиен Хёрст. «Истина». 2012. Фрагмент. Фото: ТАСС
Боги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли. Фото: Музей искусства, Лос-Анджелес
Франц фон Штук. «Амазонка». 1897-1900. Фото: Christie's
Фрагмент фронтона здания суда в Риме. Фото: Jebulon/Wikimedia Commons
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre
Дэмиен Хёрст. «Истина». 2012. Фрагмент.
Фото: ТАСС
Боги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли.
Фото: Музей искусства, Лос-Анджелес
Франц фон Штук. «Амазонка». 1897-1900.
Фото: Christie's
Фрагмент фронтона здания суда в Риме.
Фото: Jebulon/Wikimedia Commons

Мою работу можно считать политичной, только если рассматривать гендерные политики, столкновение мужского и женского начал, энергий активных и пассивных. Но и в этом смысле она максимально субъективна и сосредоточена на нашей взаимной безжалостности друг к другу и тотальном отсутствии эмпатии. Во мне самом как будто живут несколько мужчин, которые тянут в разные стороны и не дают определиться, понять в повседневной жизни, хочу я примирения или столкновения, готов уступить или нет. В жизни я знал много сильных женщин, начиная с матери, и, как все мальчики, вынужденно считал это нормой, хотя внутренне сопротивлялся. Феминизм и воинствующая „новая этика“ особенно остро поставили всех нас, мужчин и женщин, перед сложным выбором, как решать проблему взаимного недовольства, амбиций, взаимного непонимания.

Скульптура — трудный вид искусства, тяготеющий к декоративности или идеологии. Особенно она трудна для передачи сложных психологических состояний и внутренних травм.

Однако я видел общечеловеческое содержание в своей работе и был доволен конечной визуализацией собственных интимных переживаний.

Именно их интимность так долго не позволяла мне показывать работу публично. Только в 2018 году я решился показать ее на выставке в Москве, в выставочном пространстве „Рихтер“. Неожиданная интерпретация и упрощенная политизация мужской травмы выглядит непониманием задачи, которую я ставил перед собой. Хотя я вынужден согласиться, что в этом есть авторская непроработанность смыслов, некоторая формальная двусмысленность и, главное, невнимательность к текущему политическому контексту. P. S. Я действительно родился в СССР в городе Киеве, в апреле 1981 года переехал в столицу страны Москву и с тех пор живу здесь, дома, и считаю себя российским художником».

Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э. Фото: Ziko van Dijk
Люсьен Фрейд. «Спящая соцработница». 1995. Фото: The Lucian Freud Archive
Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997. Фото: © Fernando Botero
Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э.
Фото: Ziko van Dijk
Люсьен Фрейд. «Спящая соцработница». 1995.
Фото: The Lucian Freud Archive
Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997.
Фото: © Fernando Botero

Художественная традиция использования фигуры женщины-воительницы восходит к древним цивилизациям. Богиня победы Ника (в римской мифологии — Виктория) с копьем или лавровым венком, Фемида, богиня правосудия (иногда меч ее опущен, а иногда воздет), как и «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа (1830), статуя Свободы в США (1876) или скульптуры Евгения Вучетича, обращаются к одной и той же традиции.

Вторая составляющая образа — тучное женское тело как символ плодородия, еще более древний символ. Начиная с Виллендорфской Венеры (и десятков других неолитических скульптур) и до рубенсовских женщин, кустодиевских красавиц, пышных дам Фернандо Ботеро, «Спящей социальной смотрительницы» Люсьена Фрейда (1995) изображение дородной женщины воспринимается художниками как символ продолжения жизни и изобилия, а его трактовка ставит перед ними сложные и интересные для воплощения в разных материалах художественные задачи.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+