Звезду российского искусства Олега Кулика обвиняют депутаты Госдумы

Ярмарка «Арт Москва» проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля. Фото: «Арт Москва»
Ярмарка «Арт Москва» проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля.
Фото: «Арт Москва»

В Госдуме заинтересовались современным искусством. Депутаты написали в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против художника Олега Кулика в связи с его скульптурой «Большая мать». Работу показали на ярмарке «Арт Москва»

Писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в скульптурной группе Олега Кулика пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично». Как сообщает РИА «Новости», член думского комитета по просвещению Яна Лантратова отправила запрос в Минкульт, предложив «на время спецоперации на Украине создать общественный худсовет для проверки перформансов и художественных произведений на наличие провокационного содержания».

Высказались и собратья Олега Кулика по цеху, в частности автор памятника князю Владимиру, стоящего на Боровицком холме, народный художник РФ Салават Щербаков. «Не нужно столько внимания [„Большой матери“] уделять. В прошлом Кулик — мой хороший друг, но его творчество — это пародия. При противостоянии в мире добра и зла это абсолютно вредно», — сказал Щербаков изданию «Мослента».

Олег Кулик — ярчайшая звезда русского современного искусства, самобытный представитель московского акционизма. Художник родился и вырос в Киеве, но с 1980 года проживает в России. В 1984–1986 годах он служил в рядах Советской армии, в Краснознаменной Таманской дивизии, а с 1986 года поселился в Москве. Как художник и куратор сотрудничал с ведущими московскими галереями, выступал организатором больших выставочных проектов. Он многократно участвовал в ведущих мировых биеннале современного искусства (Венецианской, Стамбульской, биеннале в Сан-Паулу), делал персональные выставки в Неаполе, Генте, Бирмингеме, Париже и других городах. Творчеству Олега Кулика свойственен пафос бунтарства и провокации. Так, его знаменитый перформанс «Человек-собака» (середина 1990-х) имел символический подтекст изживания (или, наоборот, презентации) животного агрессивного неуправляемого начала в человеке.

Скульптура «Большая мать» была выполнена Олегом Куликом в сентябре 2018 года и уже демонстрировалась на выставке в Москве, в выставочном пространстве «Рихтер». Она и многочисленные другие фигуры были сделаны из нового японского материала — синтетической керамики. Как писали тогда в пресс-релизе, «автор стремился создавать из нее тела, которые ничего не изображают, кроме самих себя, лишены сексуальной идентичности, социальных, экономических и юридических смыслов». Своими формами скульптура напоминает неолитических Венер, архаический символ плодородия.

Избыточный смысл, которым наделили работу политически возбужденные зрители, самим автором в произведение не закладывался, но, очевидно, изменившийся контекст придал его старой работе новое звучание.

Примечательно, что монументальная скульптура, изображающая Родину-мать, есть не только в России, но и на Украине, в Киеве. И в том и в другом случае автором являлся Евгений Вучетич (1908–1974). Первая была сделана в 1959–1967 годах, вторая — в 1979–1981 годах, уже после смерти Вучетича ее завершал скульптор Василий Бородай.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+