18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звезду российского искусства Олега Кулика обвиняют депутаты Госдумы

Ярмарка «Арт Москва» проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля. Фото: «Арт Москва»
Ярмарка «Арт Москва» проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля.
Фото: «Арт Москва»

В Госдуме заинтересовались современным искусством. Депутаты написали в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против художника Олега Кулика в связи с его скульптурой «Большая мать». Работу показали на ярмарке «Арт Москва»

Писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в скульптурной группе Олега Кулика пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично». Как сообщает РИА «Новости», член думского комитета по просвещению Яна Лантратова отправила запрос в Минкульт, предложив «на время спецоперации на Украине создать общественный худсовет для проверки перформансов и художественных произведений на наличие провокационного содержания».

Высказались и собратья Олега Кулика по цеху, в частности автор памятника князю Владимиру, стоящего на Боровицком холме, народный художник РФ Салават Щербаков. «Не нужно столько внимания [„Большой матери“] уделять. В прошлом Кулик — мой хороший друг, но его творчество — это пародия. При противостоянии в мире добра и зла это абсолютно вредно», — сказал Щербаков изданию «Мослента».

Олег Кулик — ярчайшая звезда русского современного искусства, самобытный представитель московского акционизма. Художник родился и вырос в Киеве, но с 1980 года проживает в России. В 1984–1986 годах он служил в рядах Советской армии, в Краснознаменной Таманской дивизии, а с 1986 года поселился в Москве. Как художник и куратор сотрудничал с ведущими московскими галереями, выступал организатором больших выставочных проектов. Он многократно участвовал в ведущих мировых биеннале современного искусства (Венецианской, Стамбульской, биеннале в Сан-Паулу), делал персональные выставки в Неаполе, Генте, Бирмингеме, Париже и других городах. Творчеству Олега Кулика свойственен пафос бунтарства и провокации. Так, его знаменитый перформанс «Человек-собака» (середина 1990-х) имел символический подтекст изживания (или, наоборот, презентации) животного агрессивного неуправляемого начала в человеке.

Скульптура «Большая мать» была выполнена Олегом Куликом в сентябре 2018 года и уже демонстрировалась на выставке в Москве, в выставочном пространстве «Рихтер». Она и многочисленные другие фигуры были сделаны из нового японского материала — синтетической керамики. Как писали тогда в пресс-релизе, «автор стремился создавать из нее тела, которые ничего не изображают, кроме самих себя, лишены сексуальной идентичности, социальных, экономических и юридических смыслов». Своими формами скульптура напоминает неолитических Венер, архаический символ плодородия.

Избыточный смысл, которым наделили работу политически возбужденные зрители, самим автором в произведение не закладывался, но, очевидно, изменившийся контекст придал его старой работе новое звучание.

Примечательно, что монументальная скульптура, изображающая Родину-мать, есть не только в России, но и на Украине, в Киеве. И в том и в другом случае автором являлся Евгений Вучетич (1908–1974). Первая была сделана в 1959–1967 годах, вторая — в 1979–1981 годах, уже после смерти Вучетича ее завершал скульптор Василий Бородай.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+