Женщины-иконописцы: посильная лепта, оказавшаяся большим вкладом

Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Конец XIX — начало XX в. Фото: Екатеринбургский музей
Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Конец XIX — начало XX в.
Фото: Екатеринбургский музей
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Искусствоведческий рассказ об одном из аспектов иконного ремесла внезапно для читателя становится гендерным исследованием. Новая книга Нины Турцовой охватывает множество художников-женщин, не известных практически никому

Когда-нибудь обзорный научный труд, рассказывающий об истории женского художественного образования в России, все-таки будет написан. В нем будет рассказано, сколь прогрессивной в этом вопросе была Российская империя XIX века. Насколько рано по сравнению, скажем, с Францией и Великобританией того же времени она предоставила девицам возможность равного художественного образования. Как в женских институтах по всей стране вводили уроки рисования. Как мужчины-преподаватели в России избавились от предубеждений в вопросах обучения «безголовых» барышень. Как все это привело в конце XIX века к критической массе количества художниц и породило феномен «амазонок авангарда», впечатляющий, помимо уровня, еще и просто числом талантливых женщин. Но такой книги, безусловно необходимой, пока нет. Книга же Нины Турцовой — искусствоведа, ранее сотрудницы Русского музея, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств — должна стать одним из краеугольных камней будущего исследования.

Нина Турцова. Женщины-иконописцы. Россия в Средние века и Новое время. М.: БуксМАрт, 2021. 512 с.
Нина Турцова. Женщины-иконописцы. Россия в Средние века и Новое время. М.: БуксМАрт, 2021. 512 с.

Религиозных произведений за женскими подписями в нашей стране сохранилось крайне мало, однако на основе архивных документов Турцова демонстрирует, что это ощущение пустоты ошибочно. Составленный ею словарь русских иконописцев-женщин включает 358 имен, и это лишь первый подход к составлению такого словника (приведен в приложении). Исследовательница убедительно показывает, насколько женское художественное творчество связано не только с представлениями общества о морали и нравственности, «дозволенном для девиц», но и с экономической ситуацией, а также в целом с политикой государства относительно образования женщин. Проанализировав документы множества женских монастырей Российской империи, автор приводит удивительные цифры. Оказывается, к 1917 году в стране было около 420 женских монастырей и примерно 120 из них к этому времени имели иконописные мастерские или вели уроки иконописи в монастырских школах (словник — в приложении). Женские обители всегда были намного беднее мужских, и покупать иконы в необходимых количествах им было накладно — приходилось делать собственные. В некоторых монастырях начинали писать иконы на продажу, и это становилось доходным ремеслом, кормящим обитель. Мы и не подозреваем, сколь много икон XIX века создано женскими руками.

Неизвестная женщина-иконописец. «Святая великомученица Екатерина». Икона в шитом окладе. Конец XIX — начало XX в. Мастерская екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. Фото: Екатеринбургский музей
Неизвестная женщина-иконописец. «Святая великомученица Екатерина». Икона в шитом окладе. Конец XIX — начало XX в. Мастерская екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря.
Фото: Екатеринбургский музей

В книге подробно описано, как именно происходило обучение иконописи. Это делалось и в церковных учреждениях, и в светских государственных. Например, некоторые монахини специально приезжали в Петербург брать уроки, и преподавали им академики — Федор Иордан, Павел Чистяков и другие. И вообще, среди первых женщин в классах академии во второй половине XIX века были монахини, о чем все забыли. Углубившись в эту тему, Турцова заодно, на основе архивов Академии художеств, подготовила тот самый общий обзор начала женского художественного образования в России, на отсутствие которого мы пеняем выше, пусть и очень краткий.

Уделяет автор внимание и иконам, написанным женщинами, остававшимися в миру. Последних было так много, что указ Синода в петровское время специально запрещал «бабам и девкам» писать иконы без «лицензии» (это были семейные артели, в которых женщины помогали мужьям и отцам). Великолепное художественное образование было у царевен из рода Романовых. В числе первых женских произведений на Руси — Каргопольское Евангелие, судя по надписи, целиком переписанное и иллюстрированное царевной Софьей, а также знаменитый «Портрет патриарха Никона» из Государственного исторического музея, где масляная живопись скомбинирована с аппликациями из ткани, выполненный, видимо, царевной Татьяной Михайловной. Удалось автору открыть и, возможно, древнейшее имя русской художницы. Ненила Воломская (Волонская или Волынская) упоминается в документах 1620-х годов: она делала рисунки для вышивальщиц царской мастерской. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+