18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Владимиро-Суздальский музей-заповедник создаст новый реставрационный комплекс

В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры, в том числе всемирно известные. Фото: Денис Ларкин / Фотобанк Лори
В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры, в том числе всемирно известные.
Фото: Денис Ларкин / Фотобанк Лори
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Огромный федеральный музей с несколькими филиалами все еще ограничен в реставрационной работе над рядом исторических объектов. Новые мастерские позволят заняться предметами, требующими к себе особого отношения

Большая часть музейной жизни скрыта от глаз посетителей, которые видят лишь вершину айсберга — экспозицию. Между тем работа кипит и в научно-фондовых отделах, и в отделах реставрации. Чем активнее растет музейное собрание, тем насущнее становится проблема размещения и восстановления предметов. О том, как ее решают во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, нам рассказал генеральный директор Сергей Рыбаков.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из крупнейших федеральных музеев: в его состав входят десятки памятников архитектуры (включая объекты из списка всемирного наследия ЮНЕСКО) и ряд экспозиций в городах Золотого кольца. При этом в экспозициях, по словам Рыбакова, представлено максимум 3% от общего состава музейного фонда, насчитывающего около 450 тыс. единиц хранения. Эта цифра не предел: значительный рост коллекции ожидается в связи с раскопками в Суздальском Ополье — уже с нынешнего года музей начал принимать новые археологические находки.

Брошь. До и после реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Брошь. До и после реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Такое колоссальное собрание требует обширных площадей и под хранение, и для реставрации. По самым скромным подсчетам, без учета дальнейшего расширения фондов — 5 тыс. кв. м. Сегодня же музей располагает 2,2 тыс. кв. м, причем из них под реставрационные мастерские отведено менее 300 кв. м. Как следствие, реставрационный отдел музея, несмотря на наличие в штате специалистов самых разных профилей, не может функционировать в полную силу. «Во-первых, сотрудникам тесно работать и вместо того, чтобы одновременно реставрировать, например, пять предметов, мы реставрируем один-два, а во-вторых, некоторые предметы настолько велики, что их просто негде разместить для проведения работ», — сообщил Сергей Рыбаков.

В значительной степени покрыть нехватку пространств поможет здание во Владимире площадью около 1,5 тыс. кв. м, приобретенное музеем в 2019 году. Как уточнил собеседник The Art Newspaper Russia, это здание современной постройки, объектом культурного наследия оно не является. Сейчас там идут ремонтные работы — те из них, которые музей может себе позволить без привлечения стороннего финансирования.

Вместе с тем институция рассчитывает получить субсидию от Министерства культуры; это может существенно ускорить ремонт, помочь с приобретением необходимого оборудования.

«Новое здание будет оснащено по последнему слову техники — и с точки зрения эффективности работы, и с точки зрения обеспечения надлежащих условий труда. Поскольку реставрация предполагает работу с краской, химическими веществами, а также другие воздействия, например сварку, необходимо полностью исключить какой-либо вред здоровью сотрудников», — добавляет Рыбаков.

Новый комплекс реставрационных мастерских позволит заняться теми объектами, для работы с которыми сегодня нет подходящих условий. Например, там можно будет разместить пресс весом около тонны для реставрации крупной графики. В музейном центре «Палаты», где сегодня расположена часть мастерских, это сделать невозможно: деревянные перекрытия здания второй половины XVIII века просто не выдержат такого веса. Также ждет своего часа монументальный, 235 на 154 см, парадный портрет императора Николая I. В описи он значится как «портрет военного кисти неизвестного художника». Для того чтобы переатрибутировать картину, уточнив личности портретируемого и автора, необходимо провести реставрационные работы, однако сейчас холст даже негде разложить. Приступить к восстановлению можно будет только после открытия комплекса, где будут установлены широкоформатные столы.

Петр Зиновьев. «На перевозе села Боголюбово». До и после реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Петр Зиновьев. «На перевозе села Боголюбово». До и после реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Кроме того, новое большое пространство позволит привести в порядок ограды и массивные, полуторатонные белокаменные блоки соборов. Наконец, увеличится количество рабочих мест, что значительно ускорит процесс восстановления мелких предметов, например из археологических коллекций.

С момента создания во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике отдела реставрации — а произошло это в 1959 году, вскоре после основания музея, — через руки его сотрудников прошли десятки тысяч объектов. Дальнейшему расширению деятельности отдела препятствует лишь недостаток площадей. Новый комплекс покроет не только внутреннюю потребность в реставрации — к услугам местных специалистов также смогут прибегнуть и сторонние организации, и частные коллекционеры. Что касается сроков реализации задуманного, то о них Сергей Рыбаков говорит с  некоторой осторожностью. По плану центр должен быть создан в течение двух-трех лет.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+