18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Животных естественных и сверхъестественных показывают в Музее Востока

Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Республика Адыгея. Первая половина IV в. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Республика Адыгея. Первая половина IV в. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

На выставке «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии» демонстрируются находки, сделанные сотрудниками музея за четыре десятилетия в ходе археологических раскопок. Среди 200 экспонатов есть настоящие шедевры

Выставка в Музее Востока посвящена 40-летию отдела материальной культуры и древнего искусства. Куратором выступил глава отдела, археолог Сергей Болелов, а большая часть из двух сотен экспонатов были найдены сотрудниками в ходе раскопок на Северо-Западном Кавказе, Чукотке и в Средней Азии.

Центром ее — и визуальным, и смысловым — является зал Северного Кавказа, где представлены настоящие сокровища: золотая голова оленя с серебряными рогами, серебряный кабан (это навершия неведомых предметов), сосуд в форме полуфигуры Пегаса. Эти вещи, а также золотые нашивки на одежду в виде оленей, фрагменты ожерелий с изображением птиц и части конской упряжи найдены в могильнике Уляп V–IV веков до н.э. в Адыгее. Олень и кабан, вероятно, изготовлены местными мастерами меотами, находившимися под сильным влиянием скифского искусства («звериного стиля»). А Пегас имеет в основе иранский серебряный сосуд в виде коня, к которому эллинистический мастер добавил золотые крылья мифологического животного и рельефный фриз со сценами из гигантомахии.

Одноручный ритон в форме рога с протомой головы Ахелоя. Средняя Азия. Северный Туркменистан. IV-II вв. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Одноручный ритон в форме рога с протомой головы Ахелоя. Средняя Азия. Северный Туркменистан. IV-II вв. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока

Конь, пожалуй, самый частый образ на выставке. У древних народов Евразии он был и символом сверхъестественных сил, и средством связи с божественным миром, и спутником жизни. Не зря значительная часть зооморфных фигурок, найденных на Северо-Западном Кавказе, — это детали конской сбруи. А обнаруженные на территории древнего Хорезма и Приаралья маленькие фигурки лошадей из глины, которые кажутся игрушками, — подношения в храм, просьбы о богатом урожае.

Другой важнейший символ, особенно для Средней Азии и всего Среднего Востока, — лев. Множество сосудов, найденных в низовьях Амударьи, где находился Хорезм, украшены лепными головками львов, причем смотрят они внутрь сосуда, охраняя его содержимое. На керамических флягах, кувшинах и блюдах лепили, рисовали и процарапывали козлов и баранов, верблюдов и птиц. А стены дворца в Варахше, где была резиденция царей, правивших в Бухарском оазисе до арабского завоевания (V–VIII века н.э.), украшены сценами охоты на хищных и фантастических тварей. На народной керамике зай­цы, птицы, кони продолжали появляться и позже, в исламский период, когда официальная доктрина запрещала изображения живых существ.

Чаша с фигурой летящей птицы. Городище Бинкет. Ташкент. Конец X —начало XI вв. Фото: Государственный музей Востока
Чаша с фигурой летящей птицы. Городище Бинкет. Ташкент. Конец X —начало XI вв.
Фото: Государственный музей Востока

Особняком стоит культура Северной Азии, в частности Чукотки. Здесь традиции изображения животных (их резали из моржовой кости) не менялись тысячелетиями. Киты, тюлени, медведи, птицы были главными героями и мифов, и жизни эскимосов. Поэтому их фигурками древние охотники чукотского побережья украшали и головки гарпунного древка, и рукояти ножей, и накладки для защиты запястья при стрельбе из лука.

Для народов Крайнего Севера важной была тема перевоплощения зверей и птиц в человека и друг в друга, популярнейшая в дошедших до нас местных мифах и сказках. С ней связан особый прием изображения — полиэйкония, когда мастер создавал образы, которые прочитывались по-разному с разных ракурсов. То, что с одной стороны видится фигуркой моржа, с другой оказывается медведем. Возраст некоторых из представленных на выставке костяных фигурок, по большей части миниатюрных, насчитывает 2 тыс. лет. 

Государственный музей Востока
«Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии»
До 10 мая

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+