18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Животных естественных и сверхъестественных показывают в Музее Востока

Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Республика Адыгея. Первая половина IV в. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Республика Адыгея. Первая половина IV в. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

На выставке «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии» демонстрируются находки, сделанные сотрудниками музея за четыре десятилетия в ходе археологических раскопок. Среди 200 экспонатов есть настоящие шедевры

Выставка в Музее Востока посвящена 40-летию отдела материальной культуры и древнего искусства. Куратором выступил глава отдела, археолог Сергей Болелов, а большая часть из двух сотен экспонатов были найдены сотрудниками в ходе раскопок на Северо-Западном Кавказе, Чукотке и в Средней Азии.

Центром ее — и визуальным, и смысловым — является зал Северного Кавказа, где представлены настоящие сокровища: золотая голова оленя с серебряными рогами, серебряный кабан (это навершия неведомых предметов), сосуд в форме полуфигуры Пегаса. Эти вещи, а также золотые нашивки на одежду в виде оленей, фрагменты ожерелий с изображением птиц и части конской упряжи найдены в могильнике Уляп V–IV веков до н.э. в Адыгее. Олень и кабан, вероятно, изготовлены местными мастерами меотами, находившимися под сильным влиянием скифского искусства («звериного стиля»). А Пегас имеет в основе иранский серебряный сосуд в виде коня, к которому эллинистический мастер добавил золотые крылья мифологического животного и рельефный фриз со сценами из гигантомахии.

Одноручный ритон в форме рога с протомой головы Ахелоя. Средняя Азия. Северный Туркменистан. IV-II вв. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Одноручный ритон в форме рога с протомой головы Ахелоя. Средняя Азия. Северный Туркменистан. IV-II вв. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока

Конь, пожалуй, самый частый образ на выставке. У древних народов Евразии он был и символом сверхъестественных сил, и средством связи с божественным миром, и спутником жизни. Не зря значительная часть зооморфных фигурок, найденных на Северо-Западном Кавказе, — это детали конской сбруи. А обнаруженные на территории древнего Хорезма и Приаралья маленькие фигурки лошадей из глины, которые кажутся игрушками, — подношения в храм, просьбы о богатом урожае.

Другой важнейший символ, особенно для Средней Азии и всего Среднего Востока, — лев. Множество сосудов, найденных в низовьях Амударьи, где находился Хорезм, украшены лепными головками львов, причем смотрят они внутрь сосуда, охраняя его содержимое. На керамических флягах, кувшинах и блюдах лепили, рисовали и процарапывали козлов и баранов, верблюдов и птиц. А стены дворца в Варахше, где была резиденция царей, правивших в Бухарском оазисе до арабского завоевания (V–VIII века н.э.), украшены сценами охоты на хищных и фантастических тварей. На народной керамике зай­цы, птицы, кони продолжали появляться и позже, в исламский период, когда официальная доктрина запрещала изображения живых существ.

Чаша с фигурой летящей птицы. Городище Бинкет. Ташкент. Конец X —начало XI вв. Фото: Государственный музей Востока
Чаша с фигурой летящей птицы. Городище Бинкет. Ташкент. Конец X —начало XI вв.
Фото: Государственный музей Востока

Особняком стоит культура Северной Азии, в частности Чукотки. Здесь традиции изображения животных (их резали из моржовой кости) не менялись тысячелетиями. Киты, тюлени, медведи, птицы были главными героями и мифов, и жизни эскимосов. Поэтому их фигурками древние охотники чукотского побережья украшали и головки гарпунного древка, и рукояти ножей, и накладки для защиты запястья при стрельбе из лука.

Для народов Крайнего Севера важной была тема перевоплощения зверей и птиц в человека и друг в друга, популярнейшая в дошедших до нас местных мифах и сказках. С ней связан особый прием изображения — полиэйкония, когда мастер создавал образы, которые прочитывались по-разному с разных ракурсов. То, что с одной стороны видится фигуркой моржа, с другой оказывается медведем. Возраст некоторых из представленных на выставке костяных фигурок, по большей части миниатюрных, насчитывает 2 тыс. лет. 

Государственный музей Востока
«Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии»
До 10 мая

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+